Настоящее конкретное время в узбекском языке образуется тремя способами. Мы сегодня рассмотрим один из них (с добавлением аффикса -yap), с которого обычно и начинают изучать это самое время. Картинки с моими дополнениями взяты из учебника узбекского для вторых классов.
Чтобы образовать настоящее конкретное время, к основе глагола (форма без -moq) присоединяется аффикс -yap и показатель лица -man, -san, -ti, -miz, -siz, -ti(lar). Например, yozyapman — я пишу (в данный момент), o’qiyapsan — ты читаешь (в данный, момент), kelyapti — он идет сюда (в данный момент).
Здесь -di(lar) перешло в -ti(lar), потому что в аффиксе -yap последний звук глухой.
Приведем примеры с глаголами yozmoq — писать и o’qimoq — читать.
yozmoq — писать
o’qimoq — читать
Вопросительная форма настоящего конкретного времени образуется добавлением аффикса -mi после показателя лица, например:
yozyapmanmi? — пишу ли я (в данный момент)? и т. п.
Отрицательная форма образуется добавлением -ma к основе, например:
yozmayapsan — ты не пишешь (в данный момент) и т. п.
Форма настоящего конкретного времени типа yozyapman в узбекском языке передает обычно эпизодическое действие строго данного момента, сопряженного с моментом говорения.
Мен jurnal oqiyapman. — Я читаю (сейчас) журнал.
Потренируйтесь и образуйте с настоящим конкретным временем все формы этих глаголов (картинки в данной статье взяты из учебника узбекского языка для 2 классов русских школ и Yep.Uz доработаны).
yugurmoq — бегать
o’qimoq — читать
yurmoq — ходить
sakramoq — прыгать
pishirmoq — печь, готовить
ko’rmoq — смотреть, видеть
eshitmoq — слушать
gaplashmoq — разговаривать
tinglamoq — слушать
o’ylamoq — думать
ichmoq — пить
yemoq — есть
o’tirmoq — сидеть
o’ynamoq — играть
raqsga tushmoq — танцевать
Здесь вы найдете образование настояще-будущего времени в узбекском языке. Здесь тоже об этом времени. Читайте там, где вам удобнее, а лучше обе статьи.
Под этой же статьей комментируйте настоящее конкретное время. Пишите ответы. Интересно, насколько часто вы используете форму с -yap в разговоре и письме?