Мечеть Намазгох, как и Ташкентский исламский институт, частью которого она является, располагаются на площади Хазрати-имам (святого имама) в столице Узбекистана Ташкенте.
Дореволюционная история мечети Намазгох
Мечеть Намазгох была построена значительно позже, чем возведенные в XVI веке Медресе Муй-Муборак, Медресе Баракхана или Мавзолей Хазрати Имама (последний из них был построен в X столетии, но сегодняшний вид гробница приобрела только в XVI веке). Мечеть Намазгох появилась лишь в XIX столетии, накануне завоевания Ташкента Россией, и возводилась она для покоривших город в том же веке кокандцев.
В Кокандском ханстве в середине XIX века правил Худояр-хан, правитель из узбекской династии Мингов. Он несколько раз терял власть и несколько раз ее вновь восстанавливал. Ташкент стал частью Кокандского ханства в 1807-1808 годах, еще до правления Худояр-хана, но именно он начал строительство мечети Намазгох в 1845 году, сразу же после того, как взошел на престол в первый раз.
Строительство этой мечети продолжалось вплоть до 1865 года, когда Ташкент был взят русскими войсками под командованием подполковника Михаила Черняева в ходе русско-кокандской войны. Мечеть Намазгох не пострадала, а продолжала служить местом, где проводились пятничные и праздничные молитвы.
Любопытно, что после своего окончательного свержения в результате кокандского восстания в 1875 году Худояр-хан бежал в Ташкент, под защиту русских войск.
Судьба мечети Намазгох после 1917 года и шейх Зияуддинхан ибн Эшон Бабахан
Молились в мечети вплоть до революции 1917 года, но после нее она была разрушена и разграблена. Восстановление мечети произошло в семидесятые годы XX века — связывают этот процесс с именем шейха Зияуддинхана ибн Эшона Бабахана, председателя Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ) в 1957—1982 годах.
Зияуддинхан ибн Эшон Бабахан (Зияуддинхан Бабаханов) – сын другого известнейшего мусульманского деятеля Средней Азии Эшона Бабахана, возглавлявшего САДУМ в 1943-1957 годах.
Родившийся в Ташкенте в 1908 году, Зияуддинхан ибн Эшон Бабахан с ранних лет посещал лекции своего отца, изучал Коран. Он обучался в медресе Кукельдаш и медресе Баракхан в Ташкенте, брал уроки у имам-хатыба (духовного лица, проводившего пятничные молитвы) мечети Тилля-шейха.
В начале своей трудовой деятельности он служил в Ташкенте имам-хатыбом. Какое-то время был вынужден скрываться, в 1941 году вместе с отцом был арестован, но очень скоро отпущен. В 1943 году он был избран казием Узбекистана, т.е. возглавил казият (территориальное подразделение муфтията, соответствующее епархии в христианских церквях).
Будучи казием Узбекистана, Зияуддинхан напрямую подчинялся своему отцу, муфтию САДУМа Эшону Бабахану.
Зияуддинхан был избран заместителем председателя САДУМа в 1948 году, а после смерти своего отца, в 1957 избран новым председателем САДУМа и муфтием пяти республик. Из-за ухудшившегося здоровья в октябре 1982 года вышел в отставку, умер он в декабре того же года, в возрасте 74 лет. Похоронили его, как и его отца, в Ташкенте, в мавзолее Хазрати Имама.
Исламский институт имени Имама Аль Бухари
Это учебное заведение создано благодаря активному участию шейха Зияуддинхана ибн Эшона Бабахана, также занимавшегося становлением исламского образования в СССР. Именно он добился от советских властей разрешения на открытие на территории мечети Намазгох в 1971 году высшего учебного заведения — Высшего исламского ма’хада – сразу же получившего имя Имама аль-Бухари, выдающегося исламского теолога, жившего в IX веке на территории современного Узбекистана (именно под его влиянием формировалось мировоззрение молодого Зияуддинхана, которому он оставался верен до конца жизни).
Институт был создан на базу Курсов повышения квалификации имамов-хатибов, открывшихся в 1970 году. Во времена советской власти институт был единственным высшим исламским учебным заведением на территории СССР, готовившим служителей мусульманского культа для Средней Азии, Казахстана, Европейской части страны, Кавказа и Сибири. Почти все муфтии на территории Содружества Независимых Государств являются его выпускниками (какое потенциальное преимущество есть у нынешнего Ташкента! – МК).
Именно в нем в 1982-1986 годах получал образование будущий муфтий Чеченской Республики Ичкерия, перешедший на сторону Российской Федерации и ставший в 2000 году Первым Президентом Чеченской Республики Ахмат Кадыров, убитый во время празднований на стадионе в Грозном 9 мая 2004 года.
С 1991 года учебное заведение, на территории которого находится мечеть Намазгох, получило название Ташкентского исламского института (не путать с Ташкентским исламским университетом при Кабинете Министров Узбекистана, основанным в 1999 году). В настоящее время институт, в отличие от Исламского университета, подчиняется Управлению мусульман Узбекистана. С начала двухтысячных его выпускники получают диплом бакалавра.
Окончившие Ташкентский исламский институт работают имамами-хатибами, исламоведами или преподавателями арабского языка. Кроме религиозных наук и арабского языка в учебном заведении преподают историю религий, историю Узбекистана, философию, политологию, экологию, узбекский, английский, русский и персидский язык, каллиграфию и красноречие. Занятия ведутся на арабском и узбекском языках.
Мечеть Намазгох сейчас выходит во внутренний двор института. Здание представляет собой вытянутую постройку в виде купольных галерей с деревянным айваном. Стены сложены из жженого плиточного кирпича. В главном зале есть михрабная ниша со сталактитами.
А вы бывали в мечети Намазгох или, может быть, ваши родные учились в Ташкентском исламском институте? Или вы встречались с Зияуддинханом ибн Эшоном Бабаханом? Поделитесь воспоминаниями.