Медресе Баракхана на площади Хастимам, или Хазрати Имама, было построено в первой половине XVI века для поэта и учителя ташкентских царевичей Зайнаддина Васифи.
Медресе Баракхана и история с поэтом Васифи
Зайнаддин Васифи не из Ташкента — он родился в 1485 году в Герате. В нынешнюю столицу Узбекистана он попал уже в зрелом возрасте, но сумел угодить тогдашним правителям города и был назначен учителем словесности и наставником их наследников.
Васифи принадлежат такие очень любимые ташкентскими экскурсоводами строки:
О, что за царство! И лужайкам рая
Не выдержать сравненья с древним Шашем,
А тот, кто поселился здесь надолго,
Забудет навсегда о райских кущах.
Пожалуй, умереть в Ташкенте лучше,
Чем жизнь влачить в любом другом краю!
Пожелания поэта сбылись. Прожив полную приключений жизнь, он умер в Ташкенте в возрасте, по разным источникам, 66 или 81 года.
Васифи известен своей книгой об эпохе Шейбанидов «Удивительные события», написанной на фарси и переведённой на многие языки мира. В книге — немало тонкой сатиры.
От наставничества к архитектуре: Науруз Ахмед-хан
Один из воспитанников Васифи, Науруз Ахмед-хан, которого также называли Баракхан, или «удачливый», став султаном, построил для своего наставника медресе, в котором Васифи стал ректором, или мударрисом.
Медресе Баракхана состоит из комплекса, сформированного из нескольких построек разных эпох — мавзолея и ханаки. Свод портала медресе Баракхана выполнен в виде ниши, тимпаны (поверхность стены над входом) и опоры украшены резным кирпичом и различной мозаикой.
Здание не раз реставрировалось, а в какой-то момент было даже дополнено лишним куполом.
Мавзолеи Суюнчходжа-хана и Баракхана в Ташкенте
Помимо учебных классов, в медресе размещался мавзолей правителя Ташкента из династии Шейбанидов Суюнчходжа-хана и пустой мавзолей, предназначенный для самого Баракхана. Однако он был похоронен не здесь, а в Самарканде.
Визит, который не забудешь: Мадлен Олбрайт и Хастимам
До реставрации площади в медресе Баракхана находилось Духовное управление мусульман Узбекистана.
Мне довелось побывать в нём ещё в то время — в 2000 году, в свите тогдашнего Госсекретаря США Мадлен Олбрайт во время её визита в Ташкент. Помню, какой восторг у местных парней-операторов вызвало сбрасывание Олбрайт обуви перед тем, как войти на территорию Управления. Они даже зааплодировали.
Последовав за ней, мы тоже сняли обувь. Все женщины, включая Олбрайт, были в головных шарфах. Атмосфера была камерная, уважительная, почти интимная. Эта сцена осталась в памяти навсегда.
Сувенирные лавки сегодня: что осталось от духовного центра?
Сейчас на территории медресе Баракхана обувь не снимают — там расположены лавки по продаже сувениров. Зайти любопытно, но цены очень сильно завышены. Хотя, с другой стороны, торговаться вам никто не мешает.
Что посмотреть рядом: мавзолей Хазрати Имам на площади Хастимам
Другое важнейшее здание на площади Хастимам — мавзолей, по имени которого и назван весь архитектурный ансамбль. Вам будет интересно узнать о нём здесь: Хазрати Имам, или великий Ташкентец.
В 2025 году принято решение о реставрации медресе Баракхана. Подробнее об этом: Закрытие Хазрати Имам на реставрацию встревожило ташкентцев
Да. В том месте мистическая аура.