Ответ Министра народного образования Узбекистана Шерзода Шерматова критикам, нашедшим грубейшие ошибки в видеоуроках для школьников, подготовленных на время карантина, просто возмутителен.
Как все начиналось (видеоуроки Минобразования Узбекистана на время карантина)
В связи с карантином из-за пандемии коронавируса Covid-19 Министерство народного образования республики подготовило видеоуроки, о чем сайт yep.uz написал большую восторженную статью (от этих слов в адрес многих учителей и организаторов такой грандиозной работы мы и сегодня не отказываемся). В ней мы также подробно рассказали, где и когда эти уроки можно смотреть.
«Если не ошибаюсь, мы первая страна СНГ, которая смогла оперативно запустить вещание телеуроков в разрезе всех классов на трех языках с инклюзией (сурдоперевод)», — пишет Шерматов.
Да, тут с ним не поспоришь. Молодцы! В первый день новой четверти главной проблемой родителей было найти, где уроки транслировались и когда их повторяли, другие сложности не предвиделись. За сутки все утряслось — и это хорошо.
Первые ошибки в видеоуроках
Самое начальное впечатление от уроков — восторг: все красочно, интерактивная доска правильно работает, красивые педагоги. Затем уроки стали смотреть специалисты и просто интересующиеся. Наш сайт стал одним из первых, кто нашел ошибки.
В первый же день я посмотрела начало урока английского для 5-х классов узбекских школ и была чрезвычайно разочарована. Первая ошибка учительницы была не принципиальной: дело в том, что snow (снег) большей частью является неисчисляемым существительным (uncountable), но иногда все-таки бывает и исчисляемым (countable), то есть вариант snows, как у учительницы, пусть редко, но иногда встречается. Вторая ошибка у нее была уже намного грубее — months (месяцы) учительница произносит как «мансиз» — для педагога это недопустимо. Надо произносить, если русскими буквами приблизительно записать, как «мансс». После «th» мы при произнесении не добавляем «из». После «мансиз» я урок смотреть перестала. Увы, видео этого урока теперь заблокировано.
В тот же день, на свою беду, я решила послушать урок английского для 10-х классов русскоязычных школ, опять же выдержав до первой ошибки (или это уже была вторая?) педагога Севары Атаевой. На уроке вновь очень симпатичная учительница произносит «I’m sure you know what DOES it mean». Кошмар! Запомните, ученики и родители — если вопрос часть другого предложения, то порядок слов должен быть обычным и никаких auxiliary verbs типа does, do, did не допускается. То есть правильно надо было сказать «I’m sure you know what it means».
Но если честно, я была готова к низкому уровню знания анлийского языка в Ташкенте, Узбекистане, даже материал об этом печатала. Поэтому я не спешила писать отдельную статью о проблемах с уроками английского пока не увидела замечания пользователей социальных сетей, нашедших ошибки в уроках уже русского языка и математики.
«Какая эта мишка?»
«Стоит отметить, что в день в среднем записываются почти 100 видео уроков, — пишет в своем ответе критикам Шерматов. — В связи с ограниченным временем в подготовке данных материалов и минимизацией участников процесса в связи с карантином, высока вероятность допущения некоторых опечаток и ошибок».
По словам министра, из более 400 видео уроков, транслированных на протяжении первой недели, пользователями в социальных сетях были отмечены примерно 4-5 ошибок в содержании уроков.
Пользователями в соцсетях отмечено, может быть, и 5 ошибок. Но я их насчитала больше.
Самая популярная о «мишке», который «какая». Запомните, горе-учителя русского, не всегда окончание «а» в русском языке говорит о том, что существительное женского рода. Прежде всего надо смотреть на «пол» — это проходят все иностранцы, только-только взявшиеся за язык.
Посмотрите видео — получите удовольствие, особенно в период постоянного нахождения дома.
Еще один наглядный пример — из математики. Прежде чем выходить на экран, «учителя», научитесь считать. (24-4) + 20 = 40, а не 60!
Министру не нравятся критики
«К сожалению, некоторые «доброжелательные» граждане стараются бурно обсуждать и чрезмерно акцентировать внимание на данные упущения и вносить свой «посильный» вклад в дискредитацию всех педагогов, зачастую в целях создания хайпа и улучшения аудитории их группы или канала», — делится своими мыслями Шерматов.
Далее он просит не высмеивать тех, «кто всячески старается обеспечить процесс обучения более 6 миллионов учеников страны в такое нелегкое время», а объединить усилия перед общим врагом, коронавирусом Covid-19. Как он предлагает это сделать — вполне в духе «непогрешимого» для себя чиновника.
Среди вариантов помощи его министерству — редактура перед выходом материалов в эфир. При этом он никоим образом не сообщает, как будет оплачиваться труд «независимого редактора». Наш сайт, тем не менее, все-таки решил указать, куда следует обращаться тем, кто готов предложить услуги редактора: bit.ly/onlinemaktabyordam . Вам также надо будет указать свои координаты и коротко описать то, чем именно вы можете быть полезны в данном процессе.
Далее министр предлагает учителям (лишенным ресурсов Минобразования для подготовки видеоуроков — МК) посоревноваться с видеоуроками министерства.
«Если Вы считаете, что сможете лучше преподнести учебный материал в качестве преподавателя в сравнении с задействованными учителями, тогда пожалуйста, запишите любой видео урок из пройденных тем и разместите ссылку в виде комментария к данному посту в Фейсбук ( https://bit.ly/2Xa3kh5 ), и следом укажите ссылку на материал из действующей базы онлайн уроков МНО (видео уроки доступны на наших каналах, в т.ч. t.me/uzedu) для предоставления возможности дальнейшего сравнения уроков.»
Это уже прямая насмешка со стороны министра.
«При условии, если Ваш урок будет оценен пользователями Фейсбук, лучше, чем урок, на который Вы указали, мы Вас пригласим для преподавания по ТВ», — пишет Шерматов.
Далее он намекает, что из-за критиков уроки на русском языке могут прекратиться.
«Со стороны русскоязычной аудитории и в русскоязычных группах больше стараются поднять этот хайп с ошибками и опечатками, — сообщает министр. — Я надеюсь, мы сможем найти хороших редакторов, которые смогут ежедневно участвовать в предварительном просмотре видео уроков в студиях Национальной телерадиокомпании несмотря на карантин, и этот хайп не позволит нам прерывать трансляцию уроков на русском языке».
У сайта yep.uz есть несколько вопросов к министерству по теме.
Сколько денег было выделено Министерству народного образования Узбекистана на подготовку и трансляцию видеоуроков?
Ведущие уроков — это лучшие учителя в республике? Как их выбирали?
Между тем сайт yep.uz уже более двух лет публикует авторские уроки Марины Козловой по английскому и узбекскому языкам. Никаких денег ни сайт, ни его автор за это никогда не получали. Если вы найдете в этих уроках ошибки (в чем мы сомневаемся, хотя кто знает), мы будем только рады.
Но наш сайт все равно советует вам смотреть видеоуроки, подготовленные Минобразования Узбекистана. Учиться-то как-то надо — пусть и на ошибках других. А вы что думаете о видеоуроках?