«Избиратели были лишены подлинного выбора» — миссия ОБСЕ о парламентских выборах в Узбекистане

Автор: | 28/10/2024
Пресс-конференция миссии ОБСЕ в Ташкенте 28 октября 2024 года

«Избиратели были лишены подлинного выбора на технически хорошо организованных парламентских выборах в Узбекистане», — так в понедельник охарактеризовала миссия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) прошедшие накануне в стране выборы. Международные наблюдатели также отметили «ограниченность» политической среды и не предоставление избирателям подлинного выбора.

«Несмотря на продолжающиеся реформы, основные свободы продолжают чрезмерно ограничиваться как в законодательстве, так и на практике», — говорится в заявлении миссии.

«Парламентские выборы проводились в рамках новой, смешанной избирательной системы, которая стала результатом существенного пересмотра Конституции и Избирательного кодекса, — говорит Азай Гулиев, Специальный координатор и руководитель краткосрочных наблюдателей ОБСЕ. — Хотя данные реформы стали прогрессом в области прав человека, в реализации основных свобод — ассоциации, мирных собраний и выражения мнений — сохраняются существенные проблемы».

Несмотря на то, что законодательная база в сфере выборов постепенно развивается, и выборы были технически хорошо организованы, серьезные несоответствия международным стандартам проведения демократических выборов продолжают иметь место в таких областях, как регистрация политических партий, право быть избранным, прозрачность финансирования избирательных кампаний, гражданское наблюдение за выборами, а также опубликование результатов выборов в разрезе избирательных участков.

Все пять зарегистрированных политических партий имели возможность свободно агитировать, но их избирательные кампании протекали блекло и не бросали вызов политике правящей партии или друг друга. Скудное освещение в СМИ, ставшее результатом ограничения свободы выражения мнений, привело к тому, что избирателям был предоставлен лишь минимальный доступ к разнообразным точкам зрения, считает миссия.

Однако она отмечает в качестве положительного факта «хорошую» представленность женщин среди кандидатов и в избирательных комиссиях.

«В среде, где все пять зарегистрированных партий поддерживают политику правительства, избиратели не получили подлинных альтернатив. Это еще раз подчеркивает необходимость создания более динамичной и конкурентной политической среды для реального представления голосов граждан, — сказал Саргис Ханданян, глава делегации Парламентской ассамблеи ОБСЕ. — В то же время увеличение гендерной квоты для кандидатов в парламент знаменует собой позитивное развитие, которое, надеюсь, будет способствовать повышению участия женщин в общественной и политической жизни, в соответствии с обязательствами перед ОБСЕ».

Изменения в избирательное законодательство включают в себя трансформацию избирательной системы, новые правила регистрации списков партий, изменение правил формирования избирательных комиссий и увеличение гендерной квоты. Однако, относительно сжатые сроки реализации этих изменений ставят под сомнение соответствие передовой международной практике, заявила миссия.

Законодательство страны, регулирующее деятельность СМИ, содержит пространные и недостаточно четко сформулированные положения, в том числе о религиозном экстремизме, нарушении общественного порядка и ложной информации, не обеспечивает правовой определенности и чрезмерно ограничивает право на свободу выражения мнений. Клевета и оскорбление продолжают относиться к уголовным правонарушениям, а публичное оскорбление и клевета в адрес президента могут наказываться лишением свободы. Кроме того, необоснованное внешнее вмешательство в редакционную автономию СМИ и ограниченный рынок рекламы подавляют открытый дискурс и независимую журналистику и приводят к широкому распространению самоцензуры.

Миссия отмечает негативное влияние на независимость избирательных комиссий нижнего уровня активное участие махаллинских комитетов в различных аспектах избирательного процесса.

День выборов протекал спокойно и организованно, но был запятнан многочисленными случаями выявленных нарушений, должностных злоупотреблений, а также процессуальными и техническими проблемами. Пренебрежение важными мерами в ходе голосования, подсчета голосов и подведения результатов нанесло ущерб целостности процесса и подорвало прозрачность, отметили наблюдатели.

«Власти Узбекистана частично учли некоторые из предыдущих рекомендаций БДИПЧ, — заявил Дуглас Уэйк, Глава Миссии по наблюдению за выборами Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ). — Тем не менее, учитывая проблемы, идентифицированные нашими наблюдателями в ходе вчерашнего голосования, подсчета голосов и подведения итогов, стране предстоит сделать еще очень много, чтобы улучшить прозрачность и завоевать доверие к официально объявленным цифрам явки и результатам выборов».

ЦИК зарегистрировала 875 кандидатов, от всех пяти политических партий. В законодательстве сохраняются обременительные требования к регистрации партий и пространные основания для отказа в регистрации и приостановления деятельности. Кроме того, законодательство не позволяет выдвигаться на пост независимым кандидатам, что ограничивает плюралистическую природу выборов и политическую конкуренцию, говорится в заявлении.

По мнению миссии, нормативно-правовая база в области финансирования избирательных кампаний недостаточно ясна, не способствует прозрачности и не обеспечивает эффективного
надзора и общественного контроля. Финансирование избирательных кампаний осуществляется исключительно из средств государственного бюджета и только в адрес зарегистрированных политических партий с утвержденными ЦИК списками кандидатов.

Наблюдение за выборами могут осуществлять наблюдатели от международных организаций, политических партий, махаллинских комитетов, а также аккредитованные представители средств массовой информации. Однако, несмотря на предыдущие рекомендации БДИПЧ, законодательство не предусматривает возможности наблюдения за выборами со стороны гражданских наблюдателей.

Я задала Дугласу Уэйку вопрос (на английском) о том, насколько инклюзивными, эффективными и представительными можно считать результаты выборов без участия в них оппозиции — оппозиционных партий и кандидатов.

Однозначно на него Уэйк не ответил (вы можете прослушать его ответ в записанном мною видео с его ответом в Телеграм-канале сайта). Если кратко его перевести, ответы «да» или «нет» относительно выборов миссия не дает, она так не работает. Миссия лишь дает представление о соответствии процесса международным стандартам, и сообщает о недостатках «или, возможно, в этом случае, многих недостатках, которые необходимо устранить».

«Одним словом, были значительные проблемы», — сказал он.

Что было удивительным на пресс-конференции — кроме меня вопрос задала еще одна журналистка и больше никто. Хотя модератор давал такую возможность. Журналисты боятся или просто не интересуются оценкой выборов от ОБСЕ?

А вы согласны с оценкой миссии ОБСЕ парламентских выборов в Узбекистане? О результатах выборов читайте у меня здесь.

Поделиться

«Избиратели были лишены подлинного выбора» — миссия ОБСЕ о парламентских выборах в Узбекистане: 2 комментария

  1. Владимир

    Мир меняется, люди меняются только ОБСЕ не меняется. Хотя есть изменения, а как же. Толерантность во всём. А нужна ли она и в чьих интересах. Только не у большинства людей. Так что все эти мировые общественные «создания», по моему глубокому мнению, себя не оправдывают. как то так.

    1. Marina Kozlova Автор записи

      Они озвучили то, что очень многие думают про выборы в Узбекистане.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *