Рассвет пятницы мы встречали в казахстанской степи, пытаясь объезжать провалы грунта, встречающиеся через каждые четверть метра дороги. Руля, Владимир что-то выкрикивал, переводя мысли на цензурный язык. Поездка в Узбекистан продолжалась.
Российско-казахстанская граница
Помните, Руслан, делавший нам «развал-схождение» в Саратове, назвал российские дороги “изумительными» в сравнении с казахстанскими? В отношении дороги до Уральска он был прав.
Только что была пройдена российско-казахстанская граница, причем относительно легко.
Перед казахстанской границей прождали на ничейной территории около получаса. Дальше все прошло быстро без задержек, что резко контрастирует с южной границей того же Казахстана. Вместе с нами к окошечкам пограничного контроля подошли несколько дальнобойщиков, явно переждавших ночь на российской территории — спустя четверть часа мы поняли почему.
На российской стороне границы в поле зрения попался автобус с узбекскими гастарбайтерами, ехавшими в Россию. «Тез, тез,» («Быстро, быстро») — кричали они друг другу. Высокомерное отношение российского пограничника было неприятно.
От пограничных Озинок до Уральска — 134 километра. Мы их ехали три-четыре часа. Было впечатление, что каждый метр дороги бомбили ежедневно и на протяжении, как минимум, десяти лет. Новую дорогу строят, но на нее не пускают. Поэтому хотя пограничный пункт работает круглосуточно, дальнобойщики пережидали на российской территории до утра, так как дальше, с казахской стороны, дорога до Уральска ужасная — ее можно проехать только засветло.
По пути встречались киоски обязательного автострахования, но чтобы его приобрести нужны тенге, казахская валюта, в приблизительном эквиваленте на минимальные две недели $21-22 доллара США. Ни на границе, ни в Саратове тенге не продают – так что если у вас нет страховки, остается надеяться только на удачу: «зеленая карта», действующая в Молдове, Украине и России, в Казахстане была бесполезна. Можно застраховаться предварительно по интернету и ехать с цветной копией реального полиса. Штрафы за отсутствие обязательного страхования в Казахстане большие, но по плохой дороге (по-настоящему плохой) дорожно-постовая служба не ездит. В любом случае, за пределы Уральска без полиса ни в коему случае не выезжайте – все равно вас остановят.
Уральск
Уральск — это старинный русский и современный казахский город, в котором есть старые православные храмы и новые мусульманские мечети. Бревенчатый дом Емельяна Пугачева, каменные дома, где бывали Пушкин, Даль, Жуковский, — все это сохранено. И, конечно, река Урал, когда-то отделявшая Европу от Азии.
Отель, названный в честь великого русского поэта, — очень дорогой: номер в нем стоит около 60-70 долларов. Мы остановились в другой гостинице (название не указываю, чтобы не было рекламы) за 10500 тенге ($31 USD) в сутки. В цену входит завтрак — но его стоит выбирать внимательно из нескольких предложенных на стойке регистрации — если возьмете вариант кофе в турке, то за сосиски придется доплачивать. Платный обед в ресторане отеля нам не понравился — дорого и невкусно. Самая вкусная еда, включая манты, была неподалеку в столовой, расположенной на одной из центральных улиц города. Во двор отеля, как и в Саратове, пускают автомобили постояльцев.
На следующий день, в субботу, приблизительно в полдень, мы покинули гостиницу. Предварительно решали: покупать запасной бак для бензина или нет. “За” была длиннющая дорога по казахской пустыне, “против” – обязательный в этом случае запах бензина в салоне. Все-таки мы его не купили, но зато дозаправлялись во всех более-менее крупных городах. 95 в Казахстане было найти трудно. 92 стоил 130-140 тенге за литр ($0.4 USD). По мнению Владимира, бензин плохой
Дорога в пустыне
В Актюбинск приехали под вечер (474 километра от Уральска). Купили хомуты для автомобиля, но подходящее для обеда кафе не нашли — в одном было много мух, а другое мне просто не понравилось. Продукты купили в местном супермаркете и отправились дальше.
После Хромтау (новые 98 километров) решили все-таки перекусить в придорожном общепите и заправить термос кипятком для кофе. Манты оказались невкусные, но суп был вполне съедобный. Жалею, что не оставила чаевых Насте, официантке, также налившей нам кипяток. Дело в том, что деньги там берут не официантки, а специальная кассирша. Надо было хоть ее попросить передать, однако. Мухи в кафе летали, но умеренно.
ГАИ в Казахстане нас останавливало два раза — после выезда из Уральска и потом, за Шымкентом. И хотя в обоих случаях представителями дорожной полиции были, по виду, этнические казахи, это были два абсолютно разных офицера. Первый, за Уральском, явно демонстрировал приверженность европейским ценностям правопорядка, в данном случае в хорошем смысле слова, то есть был вежлив, аккуратен, без намека на коррупционную составляющую. Тот же, кто нас останавливал за Шымкентом, был нагл, демонстрировал вседозволенность и хамство. Создавалось впечатление желания отжать деньги у стража правопорядка на юге страны. Страховку у нас проверяли везде. И на всякий случай повторю — мы нигде ничего никому не платили сверх положенного по закону. Кстати, в России ГАИ нас не останавливало ни разу.
От Уральска до Хромтау дорога хорошая, после Хромтау долго идет полотно с вырезанными частями, через километров сто — опять хорошая дорога. Уже в Ташкенте, Владимир мне рассказал, что из Хромтау за нами очень долго ехал один и тот же автомобиль, нигде нас не обгоняя. Ночью мы остановились в месте отдыха дальнобойщиков — та машина проехала дальше, а потом уехала обратно. После этого мы продолжили путь. Машина эта, видимо, заприметила нас у того самого кафе с Настей.Yep.Uz|MKozlova
Знаменитая М32 была перестроена и сейчас стала вполне нормальной дорогой. Но заправок мало, хотя при полном баке и его периодических дозаправках ехать можно и без дополнительной емкости. Ближе к утру я заметила, что Владимир часто молится. Все-таки, заканчивался шестой день пути, и теперь мы ехали по безжизненной на многие сотни, а то и тысячи километров казахской пустыне. И только Владимир был всю дорогу за рулем.
Зато мы определили продолжительность действия выпитого кофе — не более получаса.
В Аральск (527 километров от Хромтау) мы въехали перед наступлением рассвета — я знала, что там не слишком хорошо, но не думала, что настолько плохо.
Аральск — только песок и одноэтажные дома. И никакого моря
Одноэтажные дома построены на песке. Люди озабоченные или недоброжелательные. Нашли отель (в навигаторе его нет), рядом с которым стояла машина с британскими номерами. Вышедшая на звонок заспанная горничная так и не смогла ответить, есть ли свободные номера, но цену сказала — 8000 тенге ($24 USD). Аральск нельзя, на самом деле, назвать городом — это поселок в глухомани с населением в 31000 жителей. Моря там нет.
Несостоявшаяся встреча с космосом
В Аральске мы не остановились, но решили поехать в ближайшую гостиницу, указанную в навигаторе, — в Байконуре (еще 223 километра). Рассвет воскресенья мы встречали в казахской пустыне — и, да, это была самая настоящая пустыня с песком, колючками и верблюдами возле и на самой дороге. А также мини-городками — кладбищами казахов. С рассветом стало жарко. Вскоре стало очень жарко (в машине нет кондиционера)..
Утром мы свернули к Байконуру — несколько километром по совершенно раздолбанной дороге. Мы преследовали две цели — попасть на экскурсию и выспаться в тамошней гостинице. Но наши планы не воплотились в реальность. Российский охранник с интонациями и выражением лица нацистского солдата из советских кинофильмов не пустил нас на территорию городка, не попытавшись для нас хоть что-то выяснить. Стало ясно, почему некоторые так не любят Россию: не из-за простых людей, которые в России замечательные, добрые и талантливые, а из-за тех, кто в силу своих обязанностей служит лицом страны.
Опять пустыня
Отъехали мы от Байконура с чувством злости, дикой усталости, усиливавшимися от бескрайнего палящего кошмара без слабого намека на тень. Вдобавок, я стала засыпать, и поняла, что уже не могу контролировать периодически отключавшегося Владимира разговорами и толчками. Как мы доехали от Байконура до Кызылорды, а это еще дополнительные 232 километра, я до сих пор не знаю. Только помню, что Владимир уже молился без остановок.
Поближе к областному центру пустыни стало поменьше — появились вода и деревья. И еще приятный сюрприз — новая дорога оказалась чуть короче, чем показывал навигатор. В Кызылорде мы остановились в самой дорогой гостинице — искать другую не было сил — за 10000 тенге ($30 USD) за 12 (!) часов. Цена номера за сутки — 60 долларов. Для города в пустыне это дороговато.
За эти последние сутки Владимир одолел без сна и с очень короткими остановками 1554 километра. Прошла ровно неделя, как мы выехали из Кишинева, проехав с начала пути около 4000 километров. Поездка в Узбекистан на автомобиле продолжалась.
О последнем броске и казахско-узбекской границе: Поездка в Узбекистан на автомобиле: Казахстан, Узбекистан