Как сажают лес на дне Арала (рассказ очевидца плюс подсчеты о неэкономной немецкой экономике)

На высохшем дне Арала Зиновий Новицкий и я
На высохшем дне Арала Зиновий Новицкий и я

На Арале я бывала много раз – в последний приезд в середине нулевых, когда узбекские рабочие уже сажали лес на высохшем дне Арала. За сорок лет до этого там было море глубиной 20 метров, а мы проехали 70 километров на машине по выжженному солнцем песку, сплошь усеянному ракушками.

Рабочие сажали кустарники, которые могли выжить в этой неблагоприятной среде. Эти кустарники были призваны хоть немного задержать эрозию почвы и положить начало лесам, которые в свою очередь должны были улучшить климат и пейзаж, как и окружающую среду в целом.Yep.Uz|MKozlova

Человек создал пустыню, и человек страдает от нее

сказал мне тогда Зиновий Новицкий, научный консультант узбекско-немецкого проекта. К тому времени Новицкий работал на высохшем дне Арала уже 20 лет, защитил диссертацию о научных методах выращивания лесов на бывшем морском дне.

Трактор застрял на высохшем дне Аральского моря

Трактор застрял на высохшем дне Аральского моря

К 2006 году на бывшем дне Арала 27 тысяч гектаров в Казахстане и Узбекистане рабочие засадили кустарниками, небольшими деревцами и кормовыми посевами, включая черный саксаул, по размеру соответствующий крупному кустарнику или маленькому деревцу, а также солянку Рихтера и жузгун голова медузы.

Леса создают кислород, убивают микробов, улучшают климат и пейзаж

добавил Новицкий.

Корни кустарников растут параллельно почве и закрепляются в смеси песка, земли и соли. Части, которые поднимаются над поверхностью, предотвращают эрозию и действуют как защитная лесополоса, уменьшая скорость ветра на поверхности на 60-70 процентов. Это немаловажно, так как в Аральском регионе летящие с ветром соль и пыль, наряду с другими факторами, вызывают рак, заболевания дыхательных органов, желудочно-кишечные болезни, инфекции. Средняя продолжительность жизни в регионе не доходила до 60 лет. Вряд ли ситуация сейчас принципиально изменилась.

Дорога "в глубь" Арала
Дорога «в глубь» Арала

Новые кустарники, деревья и растения привлекают дождь и снег, что существенно важно для иссушенного Аральского региона, где средний ежегодный уровень осадков составляет всего 75 мм.

Арал — внутреннее море между Казахстаном и Узбекистаном, расположенном к востоку от Каспийского моря. Некогда это было четвертое по величине озеро в мире (первые три места занимают Каспийское море, Верхнее озеро в Северной Америке и озеро Виктория в Африке). Арал начал высыхать в 60-х годах прошлого века в результате человеческой деятельности, когда громадные объемы воды стали использоваться для полива хлопчатника. В шестидесятых годах из рек Амударья и Сырдарья в море ежегодно текло почти 58 миллиардов кубометров воды, но, начиная с 1986 года, он получает ее очень мало из-за заборов на ирригацию. Озеро также ежегодно теряет 30-35 миллиардов кубометров воды, которая испаряется.

Все это привело к тому, что объем воды в Арале упал на 93 процента – до 75 куб. км (может быть даже еще сильнее), и его поверхность сократилась на 88 процентов – до 8,3 тысячи кв. км. Арал разделился на два отдельных озера – Большой Арал и Малый Арал. Около 55 тысяч кв. км его бывшего дна высохло, на месте которого образовалась новая пустыня, называемая Аралкум. Ветры из нее ежегодно уносят в атмосферу около 100 млн. тонн пыли, песка и соли, и все это опускается на землю в радиусе 1000 км, а иногда и дальше.

На высохшем дне Аральского моря. Температура в тени - плюс 48 градусов Цельсия.

Ситуацию ухудшает безлюдный остров Возрождения, который уже слился с материком, и делится между Казахстаном и Узбекистаном. Во времена Советского Союза здесь был полигон для испытания биологического оружия (На острове Возрождения в Аральском море нашли пресную воду — сомнения информированного обывателя (там же есть фотография из лагеря на дне Арала)).

Новицкий тогда предполагал, что около 600 тыс. гектаров в засушливом Аральском регионе должны быть покрыты лесами, но оговаривал, что засадить такую большую площадь будет трудно. Вместо этого, рабочими может быть засажено от 250 тыс. до 300 тыс. гектаров за 10 лет, а спустя пять-шесть лет, деревья и кустарники начнут производить семена, которые будут разноситься ветром. Но некоторые площади непригодны для посадки лесов, потому что Амударья и Сырдарья приносят химические вещества, которые убивают растения и насекомые в больших количествах. Такие площади содержат небезопасные объемы химических веществ.

Черный саксаул выращивается из саженцев, производимых в лесопитомниках. В 2006 году было заложено уже два питомника общей площадью 50 гектаров, сообщил мне тогда технический сотрудник проекта Сабир Каленов. При этом некоторые саженцы были нехарактерного для них розового цвета, потому что хлорофилл в них был разрушен, по словам Новицкого, высоким содержанием солей в почве. Эти саженцы, однако, лучше акклиматизируются к росту на бывшем дне Аральского моря.

Рабочие, сажавшие лес, жили в лагере, расположенном в 41 км от некогда береговой линии Арала, в том месте глубина моря когда-то достигала 17 м. Они жили в бараках, в очень тяжелых условиях, где просмотр телевизора – единственное развлечение по вечерам.

Меня тогда поразили две вещи: вода, которую пьют в лагере – на мой вкус даже в виде чая она была тошнотворной, и туалет – где в одном строении дырки в полу не были разделены даже тонкими перегородками. После ночевки в лагере (я ночевала на улице), я долго лечилась от аллергии (врачи говорили, что это результат укусов насекомых на Арале).

Работники узбекско-немецкого проекта изучают ростки посевов
Работники узбекско-немецкого проекта изучают ростки посевов

Рабочие, которые занимались посадками, зарабатывали от 70 до 80 долларов в месяц (в сумах, я сделала пересчет), что тогда составляло чуть более черты бедности в 60 долларов на человека в месяц, согласно официальной информации. Однако те заработки считались относительно хорошими в регионе, страдающем от экономической разрухи после ухода моря. Ежемесячные зарплаты в 15-20 долларов были не редкостью в районах вокруг Арала.

Условия жизни здесь нормальные, но я бы хотел, чтобы они стали лучше

рассказывал мне 21-летний Руслан Бекмурзаев, житель одной из деревень Муйнакского района Каракалпакстана (автономной республики в Узбекистане).

Бекмурзаев работал по 22 дня в месяц на дне Аральского моря, а остальную часть месяца проводил дома с родителями, сестрой и двумя братьями. Он к тому времени работал на проект уже три года и имел проблемы с глазами.

На бывшем дне работать трудно из-за песка, который несет ветер, и который попадает в глаза, — поделился он. – Я вынужден обращаться к окулисту каждые два месяца.

Сотрудники проекта, граждане Узбекистана и Германии, которые не живут на высохшем дне моря и работают в офисах в Ташкенте или Нукусе, тогда были недовольны, что я выясняю все о зарплатах и условиях жизни рабочих. С сарказмом они называли меня «Матерью Терезой» и просили не писать об этом. Конечно, я не согласилась. Правда превыше всего. Но я еще раз убедилась, что участие иностранцев в проекте вовсе не гарантирует лучшие условия труда.

(Но) мы хотим улучшить экологию региона. Я живу около Арала, и я должен здесь работать

сказал мне рабочий Бекмурзаев.

Проект был начат Немецким обществом по техническому сотрудничеству в 2000 году и финансировался Немецким федеральным министерством экономического сотрудничества и развития, сообщил мне доктор Ханс Вилпс (Hans Wilps), руководитель проекта.

По словам экспертов, этот проект намного дешевле, чем другие возможные решения.

Стоимость лесоразведения в Узбекистане – от 150 до 200 долларов на гектар – «находится существенно ниже превалирующих (в мире) расходов в 500-700 долларов на гектар», Вилпс и Новицкий писали в брошюре, озаглавленной «Аральская катастрофа: новый подход к ее преодолению через рекультивационные методы. Отчет об истории проекта – настоящее — будущее».

По последним данным уже 109,8 тысячи гектаров посеяно семена саксаула, а на труднодоступных участках семена засеяны при помощи авиации. В этом году предполагается освоить более 500 тысяч гектаров дна высохшего Арала. Как сообщают узбекистанские СМИ, задействованы свыше 500 тракторов, внедорожников, экскаваторов и даже два самолета Ан-2. Из отрядов Министерства по чрезвычайным ситуациям, специалистов Государственного комитета по лесному хозяйству, Совета Министров Каракалпакстана и работников организаций создан штаб, который координирует работы.

На создание лесных насаждений на дне Арала направят 100 млрд. сум (около 12 млн. долларов). То есть цена выходит всего в 24 доллара на гектар, а не в 150-200 как было в брошюре у Новицкого и немцев?

А вы говорите, что у немцев экономика экономная. Может быть, только не при посадке леса на высохшем дне Арала.

Лид: На высохшем дне Арала у посаженного леса Зиновий Новицкий и я

Do'stlaringizga ayting! Расскажи друзьям! Tell your friends!
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии