Музей Корана в Ташкенте расположен на площади Хазрати Имама, или как обычно называют ее ташкентцы, Хастимама. Здание также известно как Медресе Муй-Муборак, или в переводе на русский “Медресе святого волоса”, и входит обычно в шорт-лист достопримечательностей Ташкента, обязательных к просмотру путешественниками.
Здание было построено в XVI веке, но много раз перестраивалось. Первоначально сооружение являлось ханакой, т.е. скромным приютом для дервишей (аналог христианского аскета-монаха). Позже здание стало использоваться в качестве медресе, учебного заведения, служившего одновременно средней общеобразовательной школой и мусульманской духовной семинарией.
В наши дни здесь располагается библиотека Управления мусульман Узбекистана, которая включает свыше 20 тысяч манускриптов и литографий, огромное количество книг, а также переводы Корана на десятки языков. Но самая главная драгоценность библиотеки – древнейшая сохранившаяся рукопись Корана, выполненная в VII веке нашей эры учеником и секретарем пророка Мухаммада Зейд ибн Сабитом.
Эта рукопись называется Самаркандским куфическим Кораном, или чаще Кораном Усмана (или Османа) по имени зятя пророка, его сподвижника, жившего в VI-VII веках правителя арабского халифата. Усман завершил собрание Корана в единую книгу.
Книга выполнена на 353 листах, из которых 284 листа пергамента, т.е. материала для письма, сделанного из оленьей кожи, а остальные листы бумажные, которыми заменили потерянные первоначальные листы пергамента.
Считается, что Халиф Усман заказал семь копий Корана, из которых шесть разослал в города Мекку, Дамаск, Куфу, Басру, Бахрейн и Йемен, а седьмую оставил себе в Медине (сейчас город на западе Саудовской Аравии, в котором немусульманам запрещено находиться). Большинство из разосланных копий пропали (одна из сохранившихся хранится в Стамбуле).
Халиф Усман жил в столице халифата Медине. 20 июня 656 года он был убит группой мусульман из Басры, Египта и Куфы, недовольными тем, что он, по их мнению, относился к государственной собственности как к личной и раздавал огромные суммы из казны родственникам и друзьям. Убийство Усмана положило начало гражданской войны в арабском халифате, продолжавшейся пять лет, и завершившейся расколом единой мусульманской общины на суннитов, шиитов и хариджитов.
Считается, что пятна крови, сохранившиеся на Коране Усмана в Ташкенте, попали туда во время убийства халифа. Но есть и те, кто не согласен с этой версией.
После смерти Усмана, чуждый мирских благ аскет халиф Али, также зять пророка Мухаммада, вывез рукопись в новую столицу Куфу. О дальнейших перемещениях корана Усмана существует несколько версий, но доподлинно известно, что в начале XV-го веке Коран Усмана попадает к завоевателю, основателю империи Тимуридов, Тимуру (известному также как Тамерлан) и отправляется в его столицу Самарканд. В Самарканде рукопись хранилась в одном из медресе вплоть до появления там российской армии.
После включения Самарканда в Туркестанский округ, самаркандское духовенство передало Коран Усмана царской администрации за вознаграждение в 100 рублей, и рукопись была отправлена в Ташкент генерал-губернатору Туркестанского края Константину фон Кауфману. Генерал-губернатор осенью 1869 года выслал рукопись в столицу Российской империи Санкт-Петербург с пожеланием передать ее в дар Императорской Публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека, или ”Публичка”). В конце XIX века в библиотеке Коран Усмана был исследован востоковедом Алексеем Шебунином. Другой востоковед, уже в начале XX века, сделал факсимильную копию рукописи, хранящуюся сегодня также в Ташкенте.
В декабре 1917 года на основании постановления Совета народных комиссаров РСФСР за подписью председателя Владимира Ленина Коран Усмана был передан Краевому мусульманскому съезду Петроградского национального округа, а спустя месяц доставлен в Уфу — для Всероссийского мусульманского совета. Конечно, большевики преследовали политические цели, стремясь заручиться поддержкой мусульман. Они даже пытались провозгласить Москву новой “Мединой” для угнетенных.
В начале двадцатых годов в ответ на просьбу Туркестанской республики, Коран Усмана был отправлен в Ташкент, а затем в Самарканд, где он находился в одной из мечетей. В 1941 году рукопись была передана Музею истории народов Узбекистана в Ташкенте. Из музея Коран Усмана был передан в Ташкенте представителям мусульман Средней Азии и Казахстана в 1989 году и сначала хранился в медресе Барак-Хана, где располагалось Духовное управление мусульман республики.
Сейчас Коран Усмана, выставленный на всеобщее обозрение, хранится в медресе Муй-Муборак в специальном стеклянном саркофаге-сейфе. В соседних комнатах выставлены рукописи Корана на разных языках. В медресе также хранится волос пророка Мухаммада.
Некоторые историки и лингвисты датируют Коран Усмана первой четвертью VIII века, утверждая, что он был написан спустя полвека после убийства халифа Усмана. Есть и другие истории или легенды о находках, связанных с Кораном Усмана.
Однако в любом случае Коран Усмана, который находится в бывшем медресе Муй-Муборак в Ташкенте — величайшая книга, написанная не менее тринадцати веков назад и почитаемая мусульманами всего мира.
Медресе Муй-Муборак, или как многие его называют, музей Корана, с Кораном Усмана – одна из самых известных достопримечательностей Ташкента. Не забудьте его посетить во время вашей поездки в Узбекистан.
О другом известном здании на площади Хазрати Имама, мавзолее самого Хазрати Имама, расположенном неподалеку от музея Корана, читайте здесь: Хазрати Имам, или великий Ташкентец