У Узбекистана пятое с конца место в отношении устойчивости и адекватности пенсионной системы, согласно отчету Allianz Pension Index. По некоторым показателям у страны самое последнее место. В глобальном пенсионном отчете (можете скачать прямо здесь, ниже), основанном на данных по состоянию на март 2023 года, представлено 75 стран.
В пятерку лучших входят Дания, Нидерланды, Швеция, Новая Зеландия и США. Замыкают список Узбекистан (71-е место), Саудовская Аравия, Марокко, Ливан и Шри Ланка. Из бывших союзных республик наилучшие показатели у Эстонии (22-е место), Латвия (27-е место) и Литва (30-е место). У Казахстана (34-е место) показатели лучше, чем у России (37-е место).
По словам составителей отчета, Allianz Pension Index (API), или Пенсионный индекс Allianz, разработан для комплексной оценки устойчивости и адекватности пенсионных систем. Этот индекс основан на трех субиндексах и учитывает 40 параметров, которые оцениваются по шкале от 1 до 7, где 1 — наилучшая оценка.
Первый субиндекс API оценивает темпы демографических изменений, государственную задолженность и общий уровень жизни, т.е. те структурные предпосылки, которые должна учитывать любая пенсионная система. Второй субиндекс – это индекс устойчивости, который оценивает, насколько пенсионная система готова смягчить воздействие демографических изменений.
Третий субиндекс API оценивает адекватность пенсионных систем, ставя вопрос, обеспечивают ли они адекватный уровень жизни в пожилом и старом возрасте. Сюда входят уровни пособий, охват пенсионной системой, доступ к финансовым услугам и интеграция пожилых работников в рынок труда. В нижней части этого субиндекса расположены Узбекистан и Лаос, где «охват рабочей силы по-прежнему сравнительно низок и часть населения по-прежнему не имеет доступа к финансовым услугам», сообщают составители отчета.
Как должна выглядеть «идеальная» пенсионная система по мнению Allianz? (кстати, эта базирующаяся ныне в Берлине и считающаяся одним из ведущих поставщиков интегрированных финансовых услуг в мире группа была основана еще в 1890 году). Анализ показывает, что более устойчивая и адекватная пенсионная система вполне достижима, говорится в отчете. Однако во многих странах пенсионные реформы необходимо начать с реформ рынка труда: без увеличения доли людей на формальном рынке труда в странах с развивающейся экономикой и содействия интеграции пожилых работников в рынок труда, даже благие намерения пенсионной реформы принесут лишь мизерные результаты.
В отчете говорится, что с учетом охвата и низкого уровня пенсионных пособий во многих развивающихся рынках, трудовой доход часто является основным источником дохода в старости. В отчете также большое внимание уделяется борьбе с эйджизмом, или дискриминацией по возрасту.
«Чтобы не допустить, чтобы повышение пенсионного возраста привело лишь к увеличению периодов безработицы перед выходом на пенсию, необходимо расширить участие, возможности трудоустройства и признание пожилых работников на рынке труда», — говорится в отчете.
«Ключом к повышению уровня участия пожилых работников является большая гибкость на этапе перехода от трудовой жизни к выходу на пенсию. Сюда входит работа по совместительству и разрешение приобретения новых (дополнительных) пенсионных прав при отсрочке выхода на пенсию после достижения установленного законом пенсионного возраста. Другими мерами являются снижение ставок взносов на социальное обеспечение для работникам в возрасте 60 лет и старше, а также временные субсидии по заработной плате при приеме на работу безработных/работников в возрасте 60 лет и старше», — написано в отчете.
Меры по улучшению возможностей трудоустройства пожилых работников включают, например, субсидии на меры внутреннего обучения в целях содействия непрерывному обучению и развитию навыков, адаптации рабочего места к потребностям стареющей рабочей силы и содействие созданию здоровых условий труда.
«Однако наиболее важными являются изменения в отношении. Дискриминация по возрасту при найме, трудоустройстве и удержании работников по-прежнему остается наиболее распространенной формой дискриминации на рабочем месте. Усилия по борьбе с эйджизмом необходимо значительно активизировать», — говорится в отчете.
В Узбекистане же, достигнув 55 лет, невозможно даже зарегистрироваться в качестве самозанятой (мне 62 и я проверила это на личном опыте). Вдобавок, в нашей стране нельзя изменить раз назначенную пенсию, даже если ты нашел потерянные данные или после ее назначения упорно трудился (поэтому я пока отказалась от пенсии — наивная, так как изменить мои показатели для назначения размера мне также не дают, не позволяя даже зарегистрироваться самозанятой). Налог на очень небольшие деньги, полученные за рекламу на этом сайте, для меня, например, составил 12 процентов, для тех же, кому нет 55 и кому позволено регистрироваться в качестве самозанятых — ноль с моей суммы. Здесь не то что льготные выплаты для пожилых, а, наоборот, дискриминирующие.
Это была дискриминация по налогам для пожилых в Узбекистане. Далее пример дискриминации по возрасту при приеме на работу. Вот какое объявление в Телеграм-группе жителей нашего дома разместила председатель махалли «Ойбек» Сабохат Камилова:
«Здравствуйте, уважаемые жители нашей махалли! В связи с предстоящими выборами председателя схода граждан махалли требуются достойные кандидаты на этот пост. Основные требования к кандидатам: Возраст 45-55 лет, образование высшее. Обязательное знание Узбекского и Русского языка, ПК-world / excel. Пол и национальность значения не имеют. Кандидаты, обращайтесь в махаллинский комитет или к председателю. Ждём ваших откликов и предложений».
То есть дискриминации по полу и национальности нет, а по возрасту есть.
После этого я отправила Сабохат несколько вопросов о том, кто придумал текст объявления, почему наблюдается дискриминация по возрасту и сколько ей самой лет. По словам Сабохат, сколько лет должно быть председателю махалли, она написала от себя, так как «подумала, чем моложе лет председателю, тем легче будет работать». В следующем году, когда пройдут выборы, ей, составителю объявления, будет 66 лет. То есть Сабохат можно, а остальным нельзя.
Минимальная пенсия по возрасту в Узбекистане составит 648 000 сумов (около 50 долларов США). Ее хватит на один-два похода в супермаркет и больше ни на что. Правом выхода на пенсию по возрасту в Узбекистане обладают мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет и женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.