За последние два года в Узбекистане ущерб от коррупционных преступлений оценивается в 2 трлн сумов (около $200 млн долларов — yep.uz), заявил генеральный прокурор республики Нигматилла Юлдашев (на фото второй слева) в субботу на межведомственном заседании, посвященном коррупции.
В экономической сфере коррупция в основном встречается при использовании бюджетных средств. За два года по всей республике растрачено 371 млрд сумов (около $37 млн) бюджетных средств, по этим фактам к уголовной ответственности привлечены 2477 лиц.
При этом финансовые органы, по словам Юлдашева, не осуществляют на должном уровне государственный контроль за распределением и расходом бюджета. За названный период 41 сотрудник финансовых структур был привлечен к уголовной ответственности за коррупционные случаи.
Коррупционные преступления часто встречаются и в банковской сфере. За два года 166 должностных лиц банков привлечены к ответственности. В качестве примера генпрокурор привел схему, использованную уже задержанным бывшим председателем Народного банка и «Микрокредитбанка» и его сообщниками (о бывшем главе двух банков Муродилле Эшматове читайте здесь).
Что касается налоговой системы, то в ней с 2018 по 2020 год за превышение должностных полномочий к уголовной ответственности привлечен 31 сотрудник.
Так, начальник ГНИ Дангаринского района Ферганской области организовал преступную группировку по обналичиванию денег, создав 22 подставные фирмы, которыми он неформально руководил. Незаконный оборот этих фирм составил 268 млрд сумов. Кроме того, было зафиксировано уклонение от уплаты налога на 19 млрд сумов. В настоящее время экс-глава ГНИ и 14 сообщников отвечают перед судом.
В строительной отрасли коррупционные преступления большей частью связаны с выделением земли, проведением тендеров, регистрацией градостроительных документов, процессами подключения к инженерно-коммуникационным сетям. За два года в строительной сфере к уголовной ответственности привлечены 1233 лица.
Существует практика по определению подрядчиков для строительных работ, финансируемых из бюджета, путем знакомств либо за взятку. Например, заместитель начальника управления капитального строительства хокимията Ташкента и глава отдела Чиланзарского районного хокимията требовали от строительной компании 1,4 млн долларов за выделение земли под строительство многоэтажного дома. Должностные лица были задержаны при получении 50 тысяч долларов.
В транспортной сфере основные преступления — растрата бюджетных средств, выделенных на строительство дорог, и присвоение денег, поступивших от пассажирских и грузовых перевозок. К примеру, директор предприятия в Каттакурганском районе, вступив в сговор с главным бухгалтеров и ранее судимыми, но продолжавшими работать в компании сотрудниками, в общей сложности расхитили 2,4 млрд сумов бюджетных средств.
Коррупционные преступления совершили 57 сотрудников Министерства транспорта и отраслевых компаний.
В сфере сельского хозяйства, в процессе инвентаризации по всей республике в 967 случаях выявлена незаконная выдача земли общей площадью 34,8 тыс га. Проверки показали, что только в Бухарской области незаконно выделено 21,4 тыс га земли. В целом, за указанный период за коррупцию в процессах выделения земли к уголовной ответственности привлечены 22 сотрудника хокимиятов.
Так, специалист Андижанского областного хокимията, вступив в сговор в с ранее судимыми гражданами, заполучил по нулевой стоимости здание туберкулезного диспансера Шахриханского района. Позже объект не был допущен к предпринимательской деятельности и был снесен, а строительные материалы проданы за 760 млн сумов.
По словам Юлдашева, 391 сотрудник министерств и ведомств, связанных с сельским хозяйством, привлечен к ответственности за последние два года.
В системе высшего образования за прошедшие девять месяцев 70 сотрудников совершили коррупционные преступления. Взяточничество больше всего встречается при поступлении на учебу, а также при нострификации документов.
То, что генпрокурор сообщил о коррупции в системе Министерства культуры, вы найдете здесь: Воруют даже на пудре — коррупция найдена и в Минкульте.
Также за последние два года 318 представителей правоохранительных органов были привлечены к уголовной ответственности. О задержанном начальнике таможенного поста «Арк булак», в доме у которого нашли $311 тыс долларов наличными, читайте здесь.
Вообще доклад, зачитанный генпрокурором в субботу (несмотря на то, что о коррупции в министерствах и ведомствах Узбекистана знали почти все), можно сравнить с разорвавшейся бомбой.
Сайт же yep.uz интересует следующее — перед озвучиванием доклада на публику (насколько мы понимаем систему власти в Узбекистане) Юлдашев должен был его согласовать с президентом. И нам очень интересно, после согласования доклад остался в первоначальном виде, а если нет, то кто из него исчез?