Президент Азербайджана Ильхам Алиев в воскресенье заявил о том, что потерпевший крушение азербайджанский пассажирский самолет был сбит Россией, сообщил, что в Грозный азербайджанские самолеты больше летать не будут и выразил сомнение в объективности Межгосударственного авиационного комитета.
Самолет, выполнявшего рейс Баку-Грозный, был обстрелян над территорией России 25 декабря, и потерпел крушением вблизи казахстанского города Актау. В результате трагедии 38 человек погибли, 29 выжили.
«Разумеется, окончательная версия станет известна после вскрытия черных ящиков. Но и первоначальные версии достаточно обоснованны и опираются на факты. А факты заключаются в том, что азербайджанский гражданский самолет получил повреждение извне на территории России, близ города Грозный, и практически потерял управление. Мы также знаем, что наш самолет был приведен в неуправляемое состояние средствами радиоэлектронной борьбы. Это первое повреждение, нанесенное самолету. В то же время в результате огня, открытого с земли, сильно пострадала и хвостовая часть самолета», — сказал Алиев в интервью Азербайджанскому телевидению.
«Тот факт, что фюзеляж был в пробоинах, конечно, показывает, что первоначально вброшенная не знаю кем версия о столкновении со стаей птиц была полностью снята с повестки. Возможно, что при повреждении самолета, при ударе по нему пилот мог воспринять это как столкновение птиц с самолетом. Потому что, наверное, никому и в голову не могло прийти, что наш самолет будут обстреливать с земли в дружественной нам стране. Однако, к сожалению, некоторые круги России предпочли придерживаться этой версии. Одним из моментов, который нас огорчил и удивил, было то, что официальные структуры России выдвинули версии о взрыве какого-то газового баллона. То есть это открыто показывало, что российская сторона хочет замять вопрос, и это, конечно, никому не делает чести», — продолжил Алиев.
По словам президента Азербайджана, самолет был сбит случайно и о преднамеренном террористическом акте речь не идет. «Поэтому признать свою вину, своевременно принести извинения Азербайджану, считающемуся дружественной страной, и донести это до общественности – все это были меры и шаги, которые необходимо было предпринять. К сожалению, первые три дня мы не слышали от России ничего, кроме бредовых версий», — сказал он.
По словам Алиева, Азербайджан с первого дня выступал за то, чтобы расследованием инцидента занималась группа международных экспертов.
«Российская сторона официально предложила нам, чтобы это дело расследовал Межгосударственный авиационный комитет. Мы категорически отказались от этого. И причина ясна. Потому что не секрет, что эта структура в основном состоит из российских чиновников и во главе этой структуры стоят граждане России. Факторы объективности здесь могли быть обеспечены не полностью. Если бы сразу же после катастрофы мы увидели справедливые и адекватные шаги со стороны России, то, возможно, мы бы не возражали. Но мы видели, что есть очевидные попытки замять этот вопрос», — сказал Алиев.
Позиция азербайджанской стороны — создание рабочей группы, состоящей только из международных экспертов, и такая группа была создана. В нее входят представители компании-производителя самолета — Embraer, представители профильных учреждений Бразилии, представители Азербайджана, Казахстана и России, в том числе Межгосударственного авиационного комитета. «Но не на ведущих ролях, просто как члены рабочей группы», — добавил Алиев.
«Повторяю, после того, как черные ящики будут открыты и когда мы получим более детальную информацию, всплывут все подробности и прояснятся многие моменты, которые сегодня пока вызывают вопросы. К примеру, почему самолет не смог приземлиться в городе Грозный? В какой степени средства радиоэлектронной борьбы повлияли на управление самолетом? Насколько действенны были последствия удара в воздухе и взрыва рядом с самолетом? Потому что должен также отметить, что попытки отрицать этот очевидный факт и завуалировать его в данном случае – это и абсурд, и глупость. Потому что, к счастью, благодаря героизму экипажа произошло так, что самолет смог приземлиться. Хотя это и была аварийная посадка, самолет смог приземлиться. Многие пассажиры были спасены, есть их показания. Травмы, нанесенные пассажирам и членам экипажа осколками, пробившими самолет, очевидны. Приписывать это каким-то птицам или же преподносить как взрыв газового баллона — глупо и бессовестно», — сказал президент Азербайджана.
По словам Алиева, после вскрытия черных ящиков станет известно, почему самолет не смог приземлиться. Когда точно был открыт огонь с земли по самолету? Почему самолет не попытался приземлиться в ближайших аэропортах? Ближайшими были аэропорты Минвод и Махачкалы. Был ли самолет отправлен в Актау или это был объективный выбор?
«Некоторые полагают, что самолет был намеренно отправлен наземной службой из Грозного, поскольку он уже был неуправляемым и существовала большая вероятность того, что воздушное судно упадет в море. В этом случае попытки замять вопрос будут успешными, и так называемая версия «птицы» будет представлена как основная, — продолжил Алиев. — По мнению некоторых специалистов, Актау был выбран потому, что это открытое пространство, жилые кварталы находятся далеко от аэропорта, и экипаж мог предположить, что это будет аварийная посадка, поэтому выбрал для нее более подходящее место. Но с другой стороны, имея рядом аэропорты, лететь на большее расстояние, причем над морем, когда самолет находился в неуправляемом состоянии, было рискованнее. То есть ответа на все эти вопросы пока нет».
Алиев очень высоко оценил действия экипажа и еще раз заявил, что самолет был сбит Россией.
«Я очень высоко оцениваю их действия, профессионализм, самоотверженность. Пилоты и весь экипаж проявили большой героизм. Пилоты проявили и профессионализм, и героизм, управляя неуправляемым самолетом. Хотя, конечно, пилоты были опытными и знали, что в этой аварийной посадке им не выжить. Однако чтобы спасти пассажиров, они проявили огромный героизм, и именно в результате этого в авиакатастрофе есть выжившие. Именно в результате этого часть фюзеляжа не сгорела, и именно благодаря этому сегодня мы можем абсолютно открыто сказать, что самолет был сбит Россией. Это факт и никто не может его отрицать. Опять же, мы не говорим, что это было сделано умышленно, но это было сделано», — сказал он.
Ильхам Алиев заявил, что указание о приостановке полетов компании AZAL в некоторые города России дал он и основная причина этого вопросы безопасности. Он также заметил, что, по имеющейся у него информации, операция «ковер» была объявлена после воздействия на азербайджанский самолет, чтобы «скрыть вопрос».
«Поскольку во многих городах России воздушное пространство периодически закрывается, там применяется особый операционный режим. Они называют это операцией «ковер», и, возвращаясь к вопросам, о которых я сказал, отвечая на первый вопрос, должен также отметить следующее. Следует прояснить и то, когда была объявлена та операция «ковер»? Потому что, по имеющейся у нас информации, она была объявлена после того, как наш самолет уже подвергся внешнему воздействию. То есть, если это так, то это еще раз показывает, что местные службы сделали это, чтобы скрыть вопрос», — сказал Алиев.
«AZAL приостановил полеты в семь городов России на неопределенный срок, — добавил Алиев. — В то же время мы также приостановили полеты российских авиакомпаний из трех российских городов в Азербайджан. Значит, в итоге наше авиасообщение сейчас приостановлено с 10 городами, и, повторю, здесь, прежде всего, на первый план выдвигаются вопросы безопасности… Когда эти полеты будут возобновлены и будут ли возобновлены, особенно в город Грозный? Скорее всего, нет. Но это покажет жизнь».
Также Алиев сообщил о требованиях к российской стороне:
«Во-первых, российская сторона должна извиниться перед Азербайджаном. Во-вторых, должна признать свою вину. В-третьих, виновные должны быть наказаны, привлечены к уголовной ответственности, и Азербайджанскому государству, пострадавшим пассажирам и членам экипажа должны быть выплачены компенсации. Это наши условия. Первое из них уже было выполнено вчера. Надеюсь, что и другие наши условия будут приняты. Все эти условия справедливы. Здесь нет каких-либо экстраординарных требований или вопросов, это основано на международном опыте и нормальном человеческом поведении».
29 декабря президент Азербайджана и его супруга приняли участие в церемонии прощания с членами экипажа, погибшими в результате крушения самолета.
На сайте азербайджанского президента сообщается, что 29 декабря Владимир Путин еще раз позвонил Ильхаму Алиеву (до этого он звонил в субботу). В ходе разговора главы государств продолжили обсуждение вопросов, связанных с крушением пассажирского самолета «Азербайджан Хава Йоллары». Сообщения об этом разговоре на сайте Кремля пока нет.
Yep.uz - независимый сайт-блог узбекской журналистки Marina Kozlova. Если вы хотите поддержать меня и мой проект, переведите любую сумму на карту UZCARD 5614681919010102 (из Узбекистана и любой страны в любой валюте).
Если вы находитесь за границей и предпочитаете работать с Visa, то можно перечислить доллары на VISA 4790912210889962. Также для зарубежных платежных систем у меня есть Patreon и Buy me a coffee. Вы можете просто подписаться там за небольшую сумму и тем самым показать, что мой труд нужен.