Maktab bozori (Школьный базар) — третий урок узбекского в 3-х классах русскоязычных школ Узбекистана (учебник 2022)

Maktab bozori (Школьный базар) — третий урок узбекского в 3-х классах неузбекоязычных школ Узбекистана (учебник 2022 года выпуска). Аудио от меня.

Объясняю узбекский язык на русском на примере учебника узбекского языка для 3-х классов с неузбекским языком обучения. Рассмотрим этот урок узбекского. Закрепления материала в нем, по-прежнему, очень мало, но со мной вам хотя бы будет понятен весь материал, даваемый в этом учебнике узбекского.

  1. Tinglang va takrorlang. — Слушайте и повторяйте.
  1. Qalam. — Карандаш.
  2. Daftar. — Тетрадь.
  3. Chizg‘ich. — Линейка.
  4. O‘chirg‘ich. — Резинка.
  5. Ryukzak. — Рюкзак.
  6. Rasm daftari. — Альбом для рисования.
  7. Rangli bo‘yoqlar. — Цветные краски. (boʻyoq — краска)
  8. Kitob. — Книга.
  9. Rangli qog‘oz. — Цветная бумага.
  10. Tabiiy fanlar. — Естественные науки.
  1. Savollarga javob bering. — Ответьте на вопросы.

savol — вопрос

Dars jadvali — Расписание занятий
Matematika — Математика
Musiqa — Музыка
Tasviriy san’at — Изобразительное искусство
Ingliz tili — Английский язык
Tabiiy fanlar — Естественные науки

Bu darslar uchun sizga qanday o‘quv qurollari kerak? — Какие материалы вам понадобятся для этих уроков?

jadval — расписание, таблица
tasviriy — изобразительный
sanʼat — искусство
tabiiy — естественный, природный
fan — наука
qurol — инструмент, орудие, вооружение
oʻquv — учебный
oʻquv qurollari учебные пособия

Даю свои варианты необходимых материалов (картинка записи). Вы можете написать другие.

Diqqat qiling! — — Обратите внимание!

Здесь повторяют числа до 100.

10 + 1 ⇨ 11 20 + 1 ⇨ 21
O‘n + bir = o‘n bir Yigirma + bir = yigirma bir
12 – o‘n ikki 20 – yigirma 100 – yuz
13 – o‘n uch 30 – o‘ttiz
14 – o‘n to‘rt 40 – qirq
15 – o‘n besh 50 – ellik
16 – o‘n olti 60 – oltmish
17 – o‘n yetti 70 – yetmish
18 – o‘n sakkiz 80 – sakson
19 – o‘n to‘qqiz 90 – to‘qson

  1. O‘qing. — Читайте.

Davron, savatni ol!
Xo‘p bo‘ladi.
Dada, menga pushti ryukzak olib bering.
Qaysi birini? Bu yerda 3 ta pushti ryukzak bor-ku?
Nima uchun bu ryukzakni tanlading?
Bu ryukzakka milliy naqsh tushirilgan ekan.
Dada, men qalam, o‘chirg‘ich, rasm daftari, chizg‘ich, daftar va qalamdon tanladim.
Dada, rahmat hammasi uchun!
Dada, oyi, katta rahmat!
Pulingiz ko‘p bo‘lsin!

Перевожу на русский язык.

Даврон, возьми корзину!
Хорошо.
Папа, купи мне розовый рюкзак.
Который? Здесь же есть 3 розовых рюкзака?
Почему ты выбрала этот рюкзак?
На этот рюкзак нанесен национальный узор.
Папа, я выбрал карандаш, ластик, альбом для рисования, линейку, тетрадь и пенал.
Папа, спасибо за все!
Папа, мама, большое спасибо!
Пусть ваших денег будет много!

savat — корзина
xoʻp boʻladi! — хорошо!, ладно!, идет!
-ku — частица, выражающая усиление ведь, же, то
nima uchun — ради чего?, для чего?, зачем?, почему
tanlamoq — выбирать
milliy — национальный
naqsh — узор, орнамент
tushirilmoq — страд. от tushirmoq (положить)
ekan — оказывается
hamma — все, всё, весь
hammasi — всё, все
-sin — образует повелительное (желательное) наклонение 3 лица единственного числа глагола, например, o’qimoq — читать oqisin — пусть он читает, kelmoq — приходить, kelsin — пусть он приходит.

  1. Savollarga javob bering. — Ответьте на вопросы.

Do‘kondan nechta daftar sotib oldilar? Aziza bilan Davronga nechta qalam olib berishdi? Davron nechta qalamdon tanlab oldi? Ular nechta rasm daftari olishdi?

Сколько тетрадей они купили в магазине? Сколько карандашей купили Азизе и Даврону совместно? Сколько пеналов выбрал Даврон? Сколько альбомов для рисования они взяли совместно?

sotib olmoq — покупать
olib bermoq — доставать или покупать
tanlab olmoq — выбрать
olmoq — брать, взять

-ish образует совместный, взаимный или взаимносовместный залог глаголов.

Xaridingiz uchun rahmat! — Спасибо за покупку!

chek — чек
xarid — покупка

Do‘kondan oltmishta daftar sotib oldilar.
Aziza bilan Davronga o’n to’rtta qalam olib berishdi.
Davron ikkita qalamdon tanlab oldi.
Ular beshta rasm daftari olishdi.

Mustaqil topshiriq. O‘quv qurollari rasmini chizing va nomini yozing.

Самостоятельное задание. Нарисуйте школьные принадлежности и напишите название.

nom — название

Выполняем задания по рабочей тетради. Авторы этого учебника узбекского языка, как всегда, не утруждались придумать новые задания и практически полностью повторили упражнения из книги для работы в классе. Я покажу здесь только то, что не дала выше.

В первом задании следует просто написать названия школьных принадлежностей на узбекском: 1. Qalam. 2. Daftar. 3. Chizg‘ich. 4. O‘chirg‘ich. 5. Ryukzak. 6. Rasm daftari. 7. Rangli bo‘yoqlar. 8. Kitob. 9. Rangli qog‘oz. 10. Tabiiy fanlar

В третьем задании следует написать числа словами на узбекском.

Предыдущий урок: Xayrli kun! (Добрый день!)

Следующий урок: Men darsga tayyorman! (Я готов к уроку)

А вы видели урок Maktab bozori (Школьный базар) из учебника узбекского языка для 3 классов? Делитесь впечатлениями. Хотите, чтобы я продолжила разбор уроков?

Do'stlaringizga ayting! Расскажи друзьям! Tell your friends!
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии