Kimda nima bor? (У кого что есть?) — пятый урок узбекского в 3-х классах неузбекоязычных школ Узбекистана (учебник 2022 года выпуска). Аудио от меня.
Объясняю узбекский язык на русском на примере учебника узбекского языка для 3-х классов с неузбекским языком обучения. Рассмотрим этот урок. Со мной вам будет понятен весь материал, даваемый в этом учебнике узбекского.
- O‘qing. — Читайте.
E’lon
Qadrli 3-sinf o‘quvchilari! “Oltin kuz” rasmlar tanlovida ishtirok eting. Ishlaringizni 25-sentyabrgacha topshiring. 27-sentyabrda g‘oliblar taqdirlanadi.
Menda qalam, o‘chirg‘ich bor. Hoy, kimda stakan bor?
Menda! Mana suv.
Menda bo‘yoq bor, ustoz!
Denis, mana qog‘oz.
Rahmat, ustoz.
Объявление
Дорогие ученики 3 класса! Примите участие в конкурсе рисунков «Золотая осень». Сдавайте свои работы до 25 сентября. Победители будут награждены 27 сентября.
У меня есть карандаш и ластик. Эй, у кого есть стакан?
У меня! Вот вода.
У меня есть краски, учитель!
Денис, вот бумага.
Спасибо, учитель.
e’lon — объявление
tanlov — выбор (здесь: конкурс)
ishtirok etmoq — участвовать (ishtirok — участие)
g‘olib — победитель, триумфатор
taqdirlamoq — достойно отметить, оценить (например заслугу), вознаграждать, воздать должное
oltin kuz — золотая осень (oltin — золото, золотой, kuz — осень)
nima bor? — что есть?
Еще слова из этого текста:
qadrli — дорогой
rasm — рисунок
taqdirlanmoq — быть оцененным (например, о заслугах)
topshirmoq — сдавать
ustoz — учитель, мастер
hoy — эй!
-gacha — образует наречия или обороты со значением «до», «вплоть до чего-либо», например, erta — завтра, ertagacha до завтра, kech — вечер, kechgacha — до вечера, hozir — сейчас, hozirgacha — до сих пор, до сегодняшнего дня, besh — пять, soat beshgacha — до пяти часов, maktab — школа, maktabgacha — дошкольный.
Предыдущий урок: Men darsga tayyorman! (Я готов к уроку)
Следующий урок: Nechanchi bet? (Какая страница?)
- Savollarga javob bering. — Ответьте на вопросы.
- Kimda qalam, o‘chirg‘ich bor? Akmalda qalam va o‘chirg‘ich bor. — У кого есть карандаш и ластик? У Акмаля есть карандаш и ластик.
- Kimda stakan bor? — У кого есть стакан?
- Kimda bo‘yoq bor? — У кого есть краски?
- Bolalarda nima yo‘q? — Чего нет у детей?
- Sizda nima bor? — Что у вас есть?
- Natashada stakan bor.
- Azizada bo‘yoq bor.
- Bolalarda qog’oz yo‘q.
- Примерный ответ: Menda qog’oz bor.
- O‘ylang va toping. Gapiring. — Подумайте и найдите. Говорите.
- O‘ylang va toping. O‘qing. — Подумайте и найдите. Читайте.
- Mening ismim Akmal. Menda kitob bor.
- Ular Aziza va Natasha. Ularda velosiped yo‘q.
- Biz o‘quvchilarmiz. Bizda kitoblar bor.
- Sen a’lochisan. Senda sovg‘alar bor.
- U Denis. Unda koptok yo‘q.
Здесь мне пришлось вычислять, кто есть кто из детей. Если у вас другие варианты, пишите в комментариях.
…da … bor.
…da … yo‘q.
Diqqat qiling! — Обратите внимание!
men – menda (я — у меня)
u – unda (он — у него)
Mana, qog‘oz.
Menda qalam, o‘chirg‘ich bor.
Menda qalamdon bor.
Menda stakan bor.
Menda bo‘yoq bor.
Вот бумага.
У меня есть карандаш и ластик.
У меня есть пенал.
У меня есть стакан.
У меня есть краска.
Ular+da (У них)
Denis, Natasha, Aziza, Akmalda sovg‘a bor. — У них есть подарок.
Ular = Denis, Natasha, Aziza, Akmal
sovg‘a — подарок
Biz+da koptok yo‘q. — У нас нет мяча.
Biz = Men, Denis, Natasha, Aziza, Akmal
koptok — мяч, клубок
Namuna. Men o‘qituvchiman. Menda qog‘oz bor. (Я учитель. У меня есть бумага.)
a’lochi — отличник
Mustaqil topshiriq.
Вариант ответа: Menda qog’oz, ruchka, daftar bor.
Menda koptok, rasm daftari, o’chirg’ich yo‘q.
Что вы думаете об уроке Kimda nima bor? (У кого что есть?) из учебника узбекского языка для 3 классов? Хотите, чтобы я продолжила разбор уроков?
Подробно «Есть» и «нет» на узбекском языке (bor и yo’q) простым языком на моем сайте по ссылке.