«Избиратели были лишены подлинного выбора» — миссия ОБСЕ о парламентских выборах в Узбекистане

Пресс-конференция миссии ОБСЕ в Ташкенте 28 октября 2024 года
Пресс-конференция миссии ОБСЕ в Ташкенте 28 октября 2024 года

«Избиратели были лишены подлинного выбора на технически хорошо организованных парламентских выборах в Узбекистане», — так в понедельник охарактеризовала миссия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) прошедшие накануне в стране выборы. Международные наблюдатели также отметили «ограниченность» политической среды и не предоставление избирателям подлинного выбора.

«Несмотря на продолжающиеся реформы, основные свободы продолжают чрезмерно ограничиваться как в законодательстве, так и на практике», — говорится в заявлении миссии.

«Парламентские выборы проводились в рамках новой, смешанной избирательной системы, которая стала результатом существенного пересмотра Конституции и Избирательного кодекса, — говорит Азай Гулиев, Специальный координатор и руководитель краткосрочных наблюдателей ОБСЕ. — Хотя данные реформы стали прогрессом в области прав человека, в реализации основных свобод — ассоциации, мирных собраний и выражения мнений — сохраняются существенные проблемы».

Несмотря на то, что законодательная база в сфере выборов постепенно развивается, и выборы были технически хорошо организованы, серьезные несоответствия международным стандартам проведения демократических выборов продолжают иметь место в таких областях, как регистрация политических партий, право быть избранным, прозрачность финансирования избирательных кампаний, гражданское наблюдение за выборами, а также опубликование результатов выборов в разрезе избирательных участков.

Все пять зарегистрированных политических партий имели возможность свободно агитировать, но их избирательные кампании протекали блекло и не бросали вызов политике правящей партии или друг друга. Скудное освещение в СМИ, ставшее результатом ограничения свободы выражения мнений, привело к тому, что избирателям был предоставлен лишь минимальный доступ к разнообразным точкам зрения, считает миссия.

Однако она отмечает в качестве положительного факта «хорошую» представленность женщин среди кандидатов и в избирательных комиссиях.

«В среде, где все пять зарегистрированных партий поддерживают политику правительства, избиратели не получили подлинных альтернатив. Это еще раз подчеркивает необходимость создания более динамичной и конкурентной политической среды для реального представления голосов граждан, — сказал Саргис Ханданян, глава делегации Парламентской ассамблеи ОБСЕ. — В то же время увеличение гендерной квоты для кандидатов в парламент знаменует собой позитивное развитие, которое, надеюсь, будет способствовать повышению участия женщин в общественной и политической жизни, в соответствии с обязательствами перед ОБСЕ».

Изменения в избирательное законодательство включают в себя трансформацию избирательной системы, новые правила регистрации списков партий, изменение правил формирования избирательных комиссий и увеличение гендерной квоты. Однако, относительно сжатые сроки реализации этих изменений ставят под сомнение соответствие передовой международной практике, заявила миссия.

Законодательство страны, регулирующее деятельность СМИ, содержит пространные и недостаточно четко сформулированные положения, в том числе о религиозном экстремизме, нарушении общественного порядка и ложной информации, не обеспечивает правовой определенности и чрезмерно ограничивает право на свободу выражения мнений. Клевета и оскорбление продолжают относиться к уголовным правонарушениям, а публичное оскорбление и клевета в адрес президента могут наказываться лишением свободы. Кроме того, необоснованное внешнее вмешательство в редакционную автономию СМИ и ограниченный рынок рекламы подавляют открытый дискурс и независимую журналистику и приводят к широкому распространению самоцензуры.

Миссия отмечает негативное влияние на независимость избирательных комиссий нижнего уровня активное участие махаллинских комитетов в различных аспектах избирательного процесса.

День выборов протекал спокойно и организованно, но был запятнан многочисленными случаями выявленных нарушений, должностных злоупотреблений, а также процессуальными и техническими проблемами. Пренебрежение важными мерами в ходе голосования, подсчета голосов и подведения результатов нанесло ущерб целостности процесса и подорвало прозрачность, отметили наблюдатели.

«Власти Узбекистана частично учли некоторые из предыдущих рекомендаций БДИПЧ, — заявил Дуглас Уэйк, Глава Миссии по наблюдению за выборами Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ). — Тем не менее, учитывая проблемы, идентифицированные нашими наблюдателями в ходе вчерашнего голосования, подсчета голосов и подведения итогов, стране предстоит сделать еще очень много, чтобы улучшить прозрачность и завоевать доверие к официально объявленным цифрам явки и результатам выборов».

ЦИК зарегистрировала 875 кандидатов, от всех пяти политических партий. В законодательстве сохраняются обременительные требования к регистрации партий и пространные основания для отказа в регистрации и приостановления деятельности. Кроме того, законодательство не позволяет выдвигаться на пост независимым кандидатам, что ограничивает плюралистическую природу выборов и политическую конкуренцию, говорится в заявлении.

По мнению миссии, нормативно-правовая база в области финансирования избирательных кампаний недостаточно ясна, не способствует прозрачности и не обеспечивает эффективного
надзора и общественного контроля. Финансирование избирательных кампаний осуществляется исключительно из средств государственного бюджета и только в адрес зарегистрированных политических партий с утвержденными ЦИК списками кандидатов.

Наблюдение за выборами могут осуществлять наблюдатели от международных организаций, политических партий, махаллинских комитетов, а также аккредитованные представители средств массовой информации. Однако, несмотря на предыдущие рекомендации БДИПЧ, законодательство не предусматривает возможности наблюдения за выборами со стороны гражданских наблюдателей.

Я задала Дугласу Уэйку вопрос (на английском) о том, насколько инклюзивными, эффективными и представительными можно считать результаты выборов без участия в них оппозиции — оппозиционных партий и кандидатов.

Однозначно на него Уэйк не ответил (вы можете прослушать его ответ в записанном мною видео с его ответом в Телеграм-канале сайта). Если кратко его перевести, ответы «да» или «нет» относительно выборов миссия не дает, она так не работает. Миссия лишь дает представление о соответствии процесса международным стандартам, и сообщает о недостатках «или, возможно, в этом случае, многих недостатках, которые необходимо устранить».

«Одним словом, были значительные проблемы», — сказал он.

Что было удивительным на пресс-конференции — кроме меня вопрос задала еще одна журналистка и больше никто. Хотя модератор давал такую возможность. Журналисты боятся или просто не интересуются оценкой выборов от ОБСЕ?

А вы согласны с оценкой миссии ОБСЕ парламентских выборов в Узбекистане? О результатах выборов читайте у меня здесь.

Do'stlaringizga ayting! Расскажи друзьям! Tell your friends!

Yep.uz - независимый сайт-блог узбекской журналистки Marina Kozlova. Если вы хотите поддержать меня и мой проект, переведите любую сумму на карту UZCARD 5614681919010102 (из Узбекистана и любой страны в любой валюте).

Если вы находитесь за границей и предпочитаете работать с Visa, то можно перечислить доллары на VISA 4790912210889962. Также для зарубежных платежных систем у меня есть Patreon и Buy me a coffee. Вы можете просто подписаться там за небольшую сумму и тем самым показать, что мой труд нужен.

Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии