Тамерлановы ворота — мы там были (+много старых фото и картина)

Группа туристов в Тамерлановых Воротах. Я фотографирую
Группа туристов в Тамерлановых Воротах. Я фотографирую

Тамерлановы Ворота, или Ворота Тамерлана, — самое известное в Узбекистане ущелье, а, вернее, его самая узкая часть, располагающаяся в западной части Памиро-Алая (горная система на юго-востоке Центральной Азии). В ущелье, разделяющем хребты Мальгузар и Нуратау, протекает река Санзар.

Ворота Тамерлана на карте
Ворота Тамерлана на карте

Ущелье находится на пути из Ташкента в Самарканд, в 15-16 км от города Джизак. Тамерлановы Ворота (название дано за сходство), образованные двумя выступающими огромными почти вертикальными сланцевыми скалами, также называют Джизакским проходом. Другие его названия — Ильян-ута, или Джилян-ута, что означает «змеиное ущелье».

Ворота Тамерлана
Ворота Тамерлана

Ширина ущелья варьируется от 120 до 130 метров; в некоторых местах оно сужается до 35—40 метров.

Тамерлановы ворота. Картина Василия Верещагина 1871 года
Тамерлановы ворота. Картина Василия Верещагина 1871 года

Через Тамерлановы Ворота проходят автомобильная дорога и железная дорога, соединяющие Ташкент и Самарканд (возможно, единственный проход через горы Нуратау, и потому с древнейших времен служивший путем для торговцев и завоевателей). Но, пожалуй, наибольший интерес представляют надписи на персидском языке, расположенные на высоте10 метров от подножия скалы, у которой ходят поезда (правая сторона ущелья, если ехать из Джизака в Самарканд).

Железный путь у подножия скалы с надписями
Железный путь у подножия скалы с надписями

Одна из надписей относится к 1425 году и гласит следующее: «С помощью Всевышнего, великий Султан, покоритель царей и народов, тень Божия на земле, опора сунны и шариата, государь, вспомоществующий вере, Улугбек Гураган, да продлит Аллах время его царствования и правления, предпринял поход в страну Джетов и Монголов и от того народа [благополучно] возвратился невредимым в 828 новолунном году [по хиджре]». Считается, что эта надпись была создана по указу Улугбека — астронома и правителя Самарканда, внука Тамерлана.

Советская марка с изображением Улугбека
Советская марка с изображением Улугбека

Вторая надпись, выбитая по приказу Абдулла-хана II (1534-1598) в 1571 году, сообщает: «Да ведают проходящие пустыню и путешествующие по пристанищам на суше и воде, что в 979 году [по хиджре], происходило сражение между отрядом вместилища халифата, тени Всевышнего великого Хакана Абдулла-Хана, сына Искандер-Хана, в 30000 человек боевого народа, и отрядом Дервиш-Хана и Баба-Хана и прочих сыновей, которых было: со стороны родичей султанов — до 50000 человек, и наёмников — до 400000 из Туркестана, Ташкента, Ферганы и Дашти-Кипчака. Отряд Обладателя Счастливого Сочетания Звёзд одержал победу. Победив упомянутых султанов, он из того войска предал стольких смерти, что от убитых в сражении и в плену в течение одного месяца в реке Джизакской (Санзар) на поверхности текла кровь. Да будет это известно!» Мрачновато, конечно.

Абдулла-хан II. Бухара, 1572 год
Абдулла-хан II. Бухара, 1572 год

И хотя обе надписи сделаны намного позже Тамерлана (умер в 1405 году), скорее всего, он также проходил этим ущельем.

Несколько выше этих надписей утверждена медная доска с золоченым государственным российским гербом и подписью золотыми буквами: «Николай II 1895 г. повелел: „Быть железной дороге”. 1898 г. исполнено».

Надписи на скале в Тамерлановых Воротах
Надписи на скале в Тамерлановых Воротах

Конечно, некрасиво, было устанавливать медную доску выше старых надписей. Я тоже думаю, что некрасиво.

Когда вышел материал, в соцсетях мне сделали дополнение, что на скале в том ущелье есть (или было?) белое пятно, куда врезался самолет. Пятно на самом верху справа, если ехать в Самарканд.
Там ли это, не знаю, но информация об авиакатастрофе под Самаркандом зимой 1970 года есть в интернете. Излагаю очень коротко.
Катастрофа Ил-18 под Самаркандом.
В пятницу 6 февраля 1970 года в районе Самарканда потерпел катастрофу Ил-18В компании Аэрофлот, в результате чего погибли 92 человека. Самолёт выполнял местный рейс У-45 из Ташкента в Самарканд. Ил-18 на высоте 1500 метров и в 32 километрах северо-восточнее аэропорта под углом 15—16° врезался в покрытый снегом склон горы. От удара фюзеляж разорвало на пять частей. Второй пилот и 13 пассажиров получили различные ранения, а остальные 92 человека (7 членов экипажа, 78 взрослых пассажиров и 7 детей) погибли.
Основная причина: ошибка экипажа.
Сопутствующие причины: ошибка служб УВД.
Жертвы среди экипажа: 7 из 8 человек.
Жертвы среди пассажиров: 85 из 98 человек.
В соцсетях также мне написали, что те, кто не разбились, замерзли, так как солдаты прибыли через сутки. Об этом сведений пока не нашла. Надеюсь, что 14 человек все-таки выжили. Если у кого-то есть информация на этот счет, напишите в комментарии.

И еще одно. Скорее всего, название «Тамерлановы Ворота» не всем нравится в Узбекистане, так как его здесь пока принято называть Сахибкираном (то есть счастливым, или рожденным во время соединения двух планет) Амир Темуром. Тамерлан же означает «Хромой Тимур». Поэтому лучше это место называть «Ворота Темура». Однако в статье я использовала устоявшееся имя ущелья.

Владимир у скалы в Воротах Тамерлана
Владимир у скалы в Воротах Тамерлана
Do'stlaringizga ayting! Расскажи друзьям! Tell your friends!
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии