Международная правозащитная организация Human Rights Watch («Хьюман Райтс Вотч») призвала правительство Узбекистана предпринять практические шаги по отмене уголовного обвинения за «оскорбление президента в интернете» и немедленно освободить всех осужденных по этому обвинению. Соответствующее заявление было опубликовано на сайте организации 30 мая.
Все больше людей в Узбекистане подвергаются судебным преследованиям и помещаются в тюрьму за «оскорбление президента в интернете», заявила организация. Уголовное обвинение предусматривает максимальное наказание в виде пяти лет лишения свободы и нарушает международное право в области прав человека.
«Люди в Узбекистане должны иметь возможность открыто критиковать президента и другие органы власти, не опасаясь репрессий, — сказал Хью Уильямсон, директор «Хьюман Райтс Вотч» по Европе и Центральной Азии. — Правительству следует срочно отменить преступление «оскорбления президента в интернете» и принять немедленные меры по освобождению всех, кто заключен в тюрьму по этому обвинению».
Узбекские власти должны прекратить преследование граждан, критикующих президента Шавката Мирзиёева и его семью, и отменить закон, который квалифицирует это как преступление, призывает организация.
«Хьюман Райтс Вотч» рассмотрела одно обвинительное заключение и пять приговоров, вынесенных гражданам Узбекистана в прошлом году по обвинению в «публичном оскорблении или клевете на Президента Республики Узбекистан, а также в использовании прессы или других средств массовой информации, телекоммуникационных сетей, или интернета» по статье 158, часть 3 Уголовного кодекса Узбекистана, и установила, что власти Узбекистана неправомерно преследуют граждан за ненасильственное осуществление их права на свободу выражения мнений. Другие отчеты указывают на еще большее количество уголовных дел по этому обвинению, сообщила организация.
Далее правозащитники приводят конкретные примеры преследований и вынесенных обвинительных приговоров за «оскорбление президента в интернете»
27-летний Откирбек Собиров в январе 2023 года выразил в социальных сетях свое разочарование перебоями в подаче газа и электричества в городе Коканд. 16 мая 2023 года Ферганский суд приговорил Собирова к двум годам и трем месяцам лишения свободы по обвинению в «оскорблении президента в сети», «попытке свержения конституционного строя Узбекистана» и «массовых беспорядках» по статьям 158, ч. 3, 159, часть 1 и 244, часть 2б УК РУз.
В приговоре говорится, что Собиров, признавший, что он разочарован отключениями газа и электричества в зимние месяцы, отправил в группу Telegram несколько сообщений, в которых критиковал государственную политику и призывал президента уйти в отставку. Он также призвал провести митинг против нехватки газа и электроэнергии в Коканде.
Проведенная по заказу государства лингвистическая экспертиза пришла к выводу, что сообщения Собирова содержали призывы и идеи, направленные на свержение законных представителей власти, а также признаки призыва к массовым беспорядкам, угрожающим общественному порядку.
26 октября 2023 года Каттакурганский районный суд признал 19-летнего Дилшода Искандарова виновным в «оскорблении президента в интернете» и приговорил его к двум с половиной годам колонии. Государственная экспертиза пришла к выводу, что единственный комментарий Искандарова в Instagram, в котором он обругал семью президента под видео семьи, является «оскорбительным и дискредитирующим».
В приговоре отмечается, что через некоторое время после написания комментария он удалил его и добровольно вернулся в Узбекистан из России после того, как узнал о возбуждении против него уголовного дела.
28 марта 2024 года Наманганский городской суд приговорил 27-летнего Д. Турсунова к пяти годам лишения свободы за «оскорбление президента в сети». Согласно приговору, Турсунов, используя профиль в Facebook «Мухаммад Санжар», прокомментировал присутствие узбекского президента на параде Победы в Москве (в заявлении HRW приводятся тексты «оскорблений»).
Турсунов был дополнительно признан виновным в незаконном пересечении границы, поскольку при выезде из Узбекистана в сентябре 2016 года у него не было выездной визы. По данным СМИ, Турсунов вернулся в Узбекистан в декабре 2023 года и по возвращении был арестован. В 2019 году Узбекистан прекратил требовать выездные визы для граждан, выезжающих за границу.
24-летняя Ситора Базарова была приговорена в начале 2024 года к пяти годам и двум месяцам лишения свободы судом Термеза по множеству уголовных обвинений, включая «оскорбление президента в интернете». Согласно обвинительному заключению, в мае 2022 года Базарова разместила на своей странице в Facebook видео с двумя подожженными фотографиями: на одном изображен президент Мирзиёев, а на другой — Саида Мирзиёева, дочь президента, которая является его первым помощником, с оскорбительными надписями.
19 октября 2023 года суд в Самаркандской области приговорил 39-летнего Бунёджона Бобониязова к пяти годам и одному месяцу за комментарии, которые он сделал в Facebook, как доказательство того, что Бобониязов пытался свергнуть конституционный строй и оскорбил президент Узбекистана онлайн.
28-летний Собир Нормаматов из Самаркандской области был приговорен к двум годам и шести месяцам исправительных работ 8 апреля 2024 года за комментарии, в том числе нецензурной лексики, которые он разместил под тремя видео президента Мирзиёева и одним видео Саиды Мирзиёевой в Instagram. Слова «клоун» и «двуличный» суд признал оскорблением, достаточными для вынесения обвинительного приговора.
«Хьюман Райтс Вотч» также ознакомилась с решением апелляционного суда по делу 40-летнего мужчины из Кашкадарьи, приговоренного в феврале 2022 года к четырем годам и шести месяцам лишения свободы по обвинению в «оскорблении президента в интернете» и «оскорблении». В решении не уточняется, какие именно слова послужили основанием для осуждения мужчины.
Также в феврале 2022 года блогер Собирджон Бабаниязов был приговорен к трем годам лишения свободы по статье 158 УК за видео- и аудиосообщения в Telegram, якобы оскорбляющие президента.
Законы, предусматривающие наказание за критику публичных фигур, противоречат международному праву, и тот факт, что некоторые формы выражения мнения считаются оскорбительными, недостаточен для оправдания уголовного преследования, а тем более тюремного заключения, заявила «Хьюман Райтс Вотч».
«Обвинение в «оскорблении» президента или других должностных лиц просто превращает систему правосудия в оружие, с помощью которого правительство может отомстить любому, кто оскорбляет или критикует его», – отмечает организация.
Комитет ООН по правам человека, независимый экспертный орган, контролирующий соблюдение Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), в своем замечании общего порядка о свободе выражения мнений заявляет, что «тюремное заключение никогда не является надлежащим наказанием» за диффамацию и что «тюремное заключение никогда не является надлежащим наказанием» за клевету и что « все общественные деятели являются … законными объектами для критики».
В 2020 году президент Мирзиёев пообещал декриминализировать клевету, но до сих пор этого не сделал. Вместо этого в марте 2021 года в Уголовный кодекс была добавлена ответственность за оскорбление президента в интернете (еще более широкое преступление, чем клевета) в качестве уголовного преступления.
Первым (из известных) преследованию по этому обвинению подвергся Валиджон Калонов, блогер и критик правительства, который в преддверии президентских выборов 2021 года раскритиковал президента и призвал к бойкоту выборов. В декабре 2021 года Джизакский суд постановил, что Калонов не может быть привлечен к уголовной ответственности, и отправил его на принудительное психиатрическое лечение.
Последние два с половиной года Калонов принудительно содержался в психиатрическом заключении, при этом власти отказываются его освободить, что является серьезным нарушением его прав на свободу и безопасность, здоровье, физическую неприкосновенность и свободу от бесчеловечных или унижающих достоинство прав. Власти должны немедленно освободить его, пишет «Хьюман Райтс Вотч».
«Эти случаи «оскорбления президента» представляют собой насмешку над реформаторскими обещаниями президента Мирзиёева, демонстрируя вместо этого готовность прибегнуть к тактике, которую использовал его предшественник Ислам Каримов, чтобы подавить инакомыслие и заглушить критические голоса, — сказал Уильямсон. Практика заключения людей под стражу по уголовному обвинению в оскорблении не имеет абсолютно никакого места в стране, уважающей права».