Центральный банк России в среду 21 февраля отозвал лицензию у КИВИ (Qiwi) Банка. Это уже повлияло на владельцев Qiwi-кошельков и переводы через систему Contact, в том числе в Узбекистане.
Чем объясняют проблему с КИВИ Банком?
В своем пресс-релизе Центробанк РФ объяснил причины отзыва лицензии у КИВИ Банка. Среди них:
- нарушение федеральных законов (за последние 12 месяцев ЦБ пять раз применял меры, в том числе дважды вводились ограничения на операции);
- систематические нарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- многочисленные случаи открытия кошельков по персональным данным физлиц без их ведома;
- вовлеченность в проведение высокорисковых операций, направленных на обеспечение расчетов между физическими лицами и теневым бизнесом, включая переводы денежных средств в пользу криптообменников, нелегальных онлайн-казино, букмекерских контор и тому подобное, а также поиск новых способов обхода вводимых регулятором ограничений
По величине активов КИВИ Банк занимал 89-е место в банковской системе России. По мнению ЦБ, он «не являлся значимым кредитором реального сектора экономики».
ЦБ России назначил временную администрацию в банк — государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ). АСВ уже объявило, что будет ликвидировать Qiwi-банк. В ближайшее время назначат ликвидатора, а сам процесс займет около года.
Вклады и Qiwi-кошельки. Как вернуть деньги?
Вклады в КИВИ Банк обещают вернуть, так как банк — участник системы страхования вкладов. Однако на одного вкладчика, включая начисленные проценты по вкладам, будет возвращено не более 1,4 млн рублей в совокупности. Выплачивать деньги будет АСВ.
Но все же основной продукт Qiwi — кошельки, которые использовались для оплаты в интернете, и с 21 февраля кошельки нельзя пополнить и нельзя вывести с них деньги. В оферте, которую подписывают клиенты при открытии кошелька, условий о возмещении и страховании нет. Поэтому пользователи электронных кошельков не могут рассчитывать на страховое возмещение от АСВ в размере до 1,4 млн рублей. Это же подтвердил Центробанк.
«Средства на электронных кошельках не застрахованы по системе страхования вкладов», — ответили пользователям в официальном Telegram-канале российского регулятора. Однако по предварительной оценке собственного капитала КИВИ Банка хватит, чтобы вернуть средства на кошельках.
«Возврат этих средств будет проходить уже в ходе принудительной ликвидации или банкротства банка за счет денег, полученных от реализации его активов и иного имущества», — сообщил ЦБ.
Так как ликвидация банка займет не менее года, вернуть деньги с Qiwi-кошельков в ближайшее время не получится. Когда АСВ начнет распределять кредиторам деньги, в том числе клиентам с незастрахованными суммами, автоматически средства не разблокируют.
Чтобы вернуть оставшиеся на киви-кошельках деньги, пользователям нужно подать заявление в течение двух месяцев после публикации о ликвидации или банкротстве банка в СМИ. Там же будут указаны контактные данные.
Другой вариант — обратиться в АСВ прямо сейчас. По мнению экспертов, нужно обратиться в агентство в любой удобной форме с приложением документов, которые подтверждают наличие денежных средств в банке. В течение 30 рабочих дней заявителю ответят, однако ждать возврата денег раньше, чем начнутся ликвидационные мероприятия, не стоит.
Приложение QIWI Uzbekistan прекратило работу еще 18 декабря. Сервис объяснил закрытие приложения функционалом, который стал ограниченным после запрета Центробанка Узбекистана на международные переводы. Компания попросила пользователей вывести деньги на свои карты Uzcard и Humo.
Что будет с Contact-ом?
Принадлежащий КИВИ Банку сервис международных переводов Contact приостановил работу. При попытке перевести деньги сервис сообщает об ошибке.
Ряд банков Узбекистана сообщил о приостановке работы с системой денежных переводов Contact. В их числе «Народный банк» (Xalq Banki), «Агробанк», Банк развития бизнеса, «Ипак Йули», «Трастбанк», «Туронбанк», MKBank, Poytaxt Bank, Universalbank.
А у вас был Qiwi-кошелек? И пользовались ли вы Contact-ом?