Узбекистан занял предпоследние места в мире по читательской и естественно-научной грамотности, а по математике — 10-е место с конца, согласно итогам первой международной оценки образовательных достижений школьников (PISA). Министр дошкольного и школьного образования республики Хилола Умарова назвала это «некоторыми проблемами».
Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) обнародовала результаты международного исследования 2022 года по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). В исследовании участвовали более 690 тысяч 15-летних школьников из 81 стран и территорий. Узбекистан и несколько других стран — Камбоджа, Сальвадор, Ямайка, Монголия и Палестина — участвовали в нем впервые.
Основным фокусом исследования в 2022 году была математическая грамотность. Кроме того, в исследование были включены тесты по читательской грамотности и естественно-научной грамотности. Средний балл стран-участниц составил: 472 — по математической грамотности, 476 — по читательской грамотности и 485 — по естественно-научной грамотности.
Рейтинг школьников разных стран
Наилучшие результаты по всем направлениям показали сингапурские школьники: 575 баллов по математической грамотности, 543 — по читательской грамотности и 561 — по естественно-научной грамотности. В первую десятку также вошли регионы Китая, Япония, Корея, Эстония, Канада.
Математическая грамотность | Читательская грамотность | Естественно-научная грамотность | |
1 | Сингапур | Сингапур | Сингапур |
2 | Макао (Китай) | Ирландия | Япония |
3 | Тайбэй (Китай) | Япония | Макао (Китай) |
4 | Гонконг (Китай) | Корея | Тайбэй (Китай) |
5 | Япония | Тайпей (Китай) | Корея |
6 | Корея | Эстония | Эстония |
7 | Эстония | Макао (Китай) | Гонконг (Китай) |
8 | Швейцария | Канада | Канада |
9 | Канада | США | Финляндия |
10 | Нидерланды | Новая Зеландия | Австралия |
Узбекистан оказался единственной страной бывшего СССР, попавшим в последнюю десятку стран с наихудшими результатами школьников по всем направлениям — математике, читательской грамотности, естественно-научной грамотности.
Математическая грамотность | Читательская грамотность | Естественно-научная грамотность | |
72 | Узбекистан | Северная Македония | Сальвадор |
73 | Иордания | Албания | Гватемала |
74 | Панама | Доминиканская республика | Палестина |
75 | Косово | Палестина | Парагвай |
76 | Филиппины | Филиппины | Марокко |
77 | Гватемала | Косово | Доминиканская республика |
78 | Сальвадор | Иордания | Косово |
79 | Доминиканская республика | Марокко | Филиппины |
80 | Парагвай | Узбекистан | Узбекистан |
81 | Камбоджа | Камбоджа | Камбоджа |
Что касается других постсоветских стран, участвовавших в исследовании, то их школьники показали значительно лучшие результаты по сравнению с Узбекистаном.
Математическая грамотность | Читательская грамотность | Естественно-научная грамотность |
21. Латвия (483 балла) | 27. Латвия (475) | 19. Латвия (494) |
24. Литва (475) | 32. Литва (472) | 29. Литва (484) |
41. Украина (441) | 46. Украина (428) | 39. Украина (450) |
46. Казахстан (425) | 51. Молдова (411) | 49. Казахстан (423) |
50. Молдова (414) | 61. Казахстан (386) | 51. Молдова (417) |
56. Азербайджан (Баку) (397) | 67. Грузия (374) | 66. Грузия (384) |
60. Грузия (390) | 69. Азербайджан (Баку) (365) | 68. Азербайджан (Баку) (380) |
Результаты узбекистанских школьников
В исследовании участвовали более 7200 учащихся из 202 школ Узбекистана. Страна заняла 10-е место с конца по математике (364 балла при среднем балле 472), по читательской (336 баллов при среднем балле 476 ) и естественно-научной (355 баллов при среднем балле 485) грамотности.
При этом в каждой из областей грамотности выделялись шесть уровней владения, из которых базовым является второй — он необходим для решения простых повседневных задач.
По математической грамотности всего 14,4% школьников Узбекистана достигли второго уровня, 4,2% — третьего уровня, 0,7% — четвертого уровня. Пятого и шестого уровня среди узбекистанских школьников не достиг никто.
По читательской грамотности всего 12,2% учащихся достигли второго уровня, 1,8% — третьего и 0,1% — четвертого уровня.
По естественно-научной грамотности 16,5% достигли второго уровня, 2,2% — третьего уровня, 0,1% — четвертого уровня.
Более 60% учащихся узбекистанских школ не достигли минимального второго уровня ни по одному из трех аспектов грамотности (чтение, математика, естествознание).
Стоит отметить, что самые худшие учащиеся Сингапура (487 баллов), Японии (450 баллов) и Эстонии (427 баллов) показали по математике результаты лучше, чем самые лучшие учащиеся из Узбекистана (386 баллов).
Согласно исследованию, мальчики лучше справились с математикой, а девочки — с чтением. Также выявилась зависимость между продовольственной безопасностью и результатами по математике — невозможность купить еду раз в неделю или чаще негативно сказывается на учебных достижениях. До 30% учащихся из Узбекистана, участвовавших в исследовании, сказали, что они не имели возможности купить еду минимум раз в неделю.
Стоит отметить, что в Узбекистане, согласно отчету, 18% учащихся чувствуют себя одиноко в школе и ещё 18% не чувствуют привязанности к школе, 10% учащихся не удовлетворены своей жизнью, почти половина учащихся не чувствуют себя в безопасности по дороге в школу или внутри школы, 20−25% учащихся отметили наличие проблем с дисциплиной в классе, 15% девочек и 19% мальчиков были жертвами буллинга в школе.
Наша страна тратит примерно 15 300 долларов на одного учащегося за десять лет его обучения в возрасте от 6 до 15 лет. 24% детей учатся в школах, где не хватает учителей, а 28% детей учатся в школах, которые испытывают проблемы с квалифицированными учителями.
Что по этому поводу сказала министр образования Узбекистана
По результатам PISA 2022 в Узбекистане прошла международная научно-практическая конференция. В ее организации, помимо Министерства дошкольного и школьного образования, участвовали OECD, Всемирный банк, Национальный исследовательский институт им. А.Авлони.
Открывая конференцию, министр образования Хилола Умарова сказала:
«Я уверена, что опубликованные сегодня первые результаты исследований системы образования Узбекистана в PISA послужат очень важным фактором для наших дальнейших шагов в достижении поставленных целей. Конечно, среди наших достижений в этой области есть и некоторые проблемы, которые мы не скрываем. Но и наше намерение, и наша цель заключаются в том, что мы сделали все возможное, чтобы преодолеть эти недостатки. Для этого мы опираемся на знания и потенциал наших квалифицированных и трудолюбивых наставников».
Вот так. Всего лишь «некоторые проблемы». При этом каким-то образом Узбекистан планирует попасть в топ-30 стран по результатам PISA к 2030 году.
Что родителям школьников могу посоветовать я
Из собственного опыта отмечу, что как государственные, так и частные школы дают очень плохое образование (мягко говоря). Не спасают положение и репетиторы, также во многом низкоквалифицированные. Платят фактически родители в школах (в том числе уже и в государственных — там меньше, в частных — больше) не за знания, а за возможность избавиться от ребенка на весь день, не думать о домашних заданиях и получать хорошие оценки при нулевых знаниях. И за питание, конечно.
Будь я сейчас ребенком, да и возвращаясь в прошлое, я бы выбрала домашнее образование с периодической сдачей экзаменов для проверки уровня (это требуется по закону). Тем более у меня в семье были все учителя, а бабушка и дедушка выходили и вышли уже к тому времени на пенсию. Никаких ненужных походов в школу, никакого буллинга, а сегодня было бы и отсутствие немалых бесполезных трат.
То есть, если у вас в семье есть сильные и образованные дедушка с бабушкой (не обязательно живущие с вами — зум в помощь) или у вас самих достаточно свободного времени, займитесь с ребенком дома. Если вам каких-то знаний не хватает, самообразовывайтесь и выученному учите своих детей. В тех случаях, когда совсем не выходит, наймите отличного (часто дорогого!) репетитора(ов), в том числе онлайн. А что касается социализации — то этим можно заняться с друзьями — дома, на улице, возможно, в спортивных секциях. Все это лучше, чем платить за переполненные бестолковые классы.