Министр назвала предпоследние и 10 с конца места Узбекистана в школьном образовании «некоторыми проблемами»

PISA

Узбекистан занял предпоследние места в мире по читательской и естественно-научной грамотности, а по математике — 10-е место с конца, согласно итогам первой международной оценки образовательных достижений школьников (PISA). Министр дошкольного и школьного образования республики Хилола Умарова назвала это «некоторыми проблемами».

Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) обнародовала результаты международного исследования 2022 года по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). В исследовании участвовали более 690 тысяч 15-летних школьников из 81 стран и территорий. Узбекистан и несколько других стран — Камбоджа, Сальвадор, Ямайка, Монголия и Палестина — участвовали в нем впервые.

Основным фокусом исследования в 2022 году была математическая грамотность. Кроме того, в исследование были включены тесты по читательской грамотности и естественно-научной грамотности. Средний балл стран-участниц составил: 472 — по математической грамотности, 476 — по читательской грамотности и 485 — по естественно-научной грамотности.

Рейтинг школьников разных стран

Наилучшие результаты по всем направлениям показали сингапурские школьники: 575 баллов по математической грамотности, 543 — по читательской грамотности и 561 — по естественно-научной грамотности. В первую десятку также вошли регионы Китая, Япония, Корея, Эстония, Канада.

Математическая грамотностьЧитательская грамотностьЕстественно-научная грамотность
1СингапурСингапурСингапур
2Макао (Китай)ИрландияЯпония
3Тайбэй (Китай)ЯпонияМакао (Китай)
4Гонконг (Китай)КореяТайбэй (Китай)
5ЯпонияТайпей (Китай)Корея
6КореяЭстонияЭстония
7ЭстонияМакао (Китай)Гонконг (Китай)
8ШвейцарияКанадаКанада
9КанадаСШАФинляндия
10НидерландыНовая ЗеландияАвстралия
10 стран с наилучшими результатами школьников

Узбекистан оказался единственной страной бывшего СССР, попавшим в последнюю десятку стран с наихудшими результатами школьников по всем направлениям — математике, читательской грамотности, естественно-научной грамотности.

Математическая грамотностьЧитательская грамотностьЕстественно-научная грамотность
72УзбекистанСеверная МакедонияСальвадор
73ИорданияАлбанияГватемала
74ПанамаДоминиканская республикаПалестина
75КосовоПалестинаПарагвай
76ФилиппиныФилиппиныМарокко
77ГватемалаКосовоДоминиканская республика
78СальвадорИорданияКосово
79Доминиканская республикаМароккоФилиппины
80ПарагвайУзбекистанУзбекистан
81КамбоджаКамбоджаКамбоджа
10 стран с наихудшими результатами школьников

Что касается других постсоветских стран, участвовавших в исследовании, то их школьники показали значительно лучшие результаты по сравнению с Узбекистаном.

Математическая грамотностьЧитательская грамотностьЕстественно-научная грамотность
21. Латвия (483 балла)27. Латвия (475)19. Латвия (494)
24. Литва (475)32. Литва (472)29. Литва (484)
41. Украина (441)46. Украина (428)39. Украина (450)
46. Казахстан (425)51. Молдова (411)49. Казахстан (423)
50. Молдова (414)61. Казахстан (386)51. Молдова (417)
56. Азербайджан (Баку) (397)67. Грузия (374)66. Грузия (384)
60. Грузия (390)69. Азербайджан (Баку) (365)68. Азербайджан (Баку) (380)
Результаты школьников других стран бывшего СССР

Результаты узбекистанских школьников

В исследовании участвовали более 7200 учащихся из 202 школ Узбекистана. Страна заняла 10-е место с конца по математике (364 балла при среднем балле 472), по читательской (336 баллов при среднем балле 476 ) и естественно-научной (355 баллов при среднем балле 485) грамотности.

При этом в каждой из областей грамотности выделялись шесть уровней владения, из которых базовым является второй — он необходим для решения простых повседневных задач.

По математической грамотности всего 14,4% школьников Узбекистана достигли второго уровня, 4,2% — третьего уровня, 0,7% — четвертого уровня. Пятого и шестого уровня среди узбекистанских школьников не достиг никто.

По читательской грамотности всего 12,2% учащихся достигли второго уровня, 1,8% — третьего и 0,1% — четвертого уровня.

По естественно-научной грамотности 16,5% достигли второго уровня, 2,2% — третьего уровня, 0,1% — четвертого уровня.

Более 60% учащихся узбекистанских школ не достигли минимального второго уровня ни по одному из трех аспектов грамотности (чтение, математика, естествознание).

Стоит отметить, что самые худшие учащиеся Сингапура (487 баллов), Японии (450 баллов) и Эстонии (427 баллов) показали по математике результаты лучше, чем самые лучшие учащиеся из Узбекистана (386 баллов).

Согласно исследованию, мальчики лучше справились с математикой, а девочки — с чтением. Также выявилась зависимость между продовольственной безопасностью и результатами по математике — невозможность купить еду раз в неделю или чаще негативно сказывается на учебных достижениях. До 30% учащихся из Узбекистана, участвовавших в исследовании, сказали, что они не имели возможности купить еду минимум раз в неделю.

Стоит отметить, что в Узбекистане, согласно отчету, 18% учащихся чувствуют себя одиноко в школе и ещё 18% не чувствуют привязанности к школе, 10% учащихся не удовлетворены своей жизнью, почти половина учащихся не чувствуют себя в безопасности по дороге в школу или внутри школы, 20−25% учащихся отметили наличие проблем с дисциплиной в классе, 15% девочек и 19% мальчиков были жертвами буллинга в школе.

Наша страна тратит примерно 15 300 долларов на одного учащегося за десять лет его обучения в возрасте от 6 до 15 лет. 24% детей учатся в школах, где не хватает учителей, а 28% детей учатся в школах, которые испытывают проблемы с квалифицированными учителями.

Что по этому поводу сказала министр образования Узбекистана

По результатам PISA 2022 в Узбекистане прошла международная научно-практическая конференция. В ее организации, помимо Министерства дошкольного и школьного образования, участвовали OECD, Всемирный банк, Национальный исследовательский институт им. А.Авлони.

Открывая конференцию, министр образования Хилола Умарова сказала:

«Я уверена, что опубликованные сегодня первые результаты исследований системы образования Узбекистана в PISA послужат очень важным фактором для наших дальнейших шагов в достижении поставленных целей. Конечно, среди наших достижений в этой области есть и некоторые проблемы, которые мы не скрываем. Но и наше намерение, и наша цель заключаются в том, что мы сделали все возможное, чтобы преодолеть эти недостатки. Для этого мы опираемся на знания и потенциал наших квалифицированных и трудолюбивых наставников».

Вот так. Всего лишь «некоторые проблемы». При этом каким-то образом Узбекистан планирует попасть в топ-30 стран по результатам PISA к 2030 году.

Что родителям школьников могу посоветовать я

Из собственного опыта отмечу, что как государственные, так и частные школы дают очень плохое образование (мягко говоря). Не спасают положение и репетиторы, также во многом низкоквалифицированные. Платят фактически родители в школах (в том числе уже и в государственных — там меньше, в частных — больше) не за знания, а за возможность избавиться от ребенка на весь день, не думать о домашних заданиях и получать хорошие оценки при нулевых знаниях. И за питание, конечно.

Будь я сейчас ребенком, да и возвращаясь в прошлое, я бы выбрала домашнее образование с периодической сдачей экзаменов для проверки уровня (это требуется по закону). Тем более у меня в семье были все учителя, а бабушка и дедушка выходили и вышли уже к тому времени на пенсию. Никаких ненужных походов в школу, никакого буллинга, а сегодня было бы и отсутствие немалых бесполезных трат.

То есть, если у вас в семье есть сильные и образованные дедушка с бабушкой (не обязательно живущие с вами — зум в помощь) или у вас самих достаточно свободного времени, займитесь с ребенком дома. Если вам каких-то знаний не хватает, самообразовывайтесь и выученному учите своих детей. В тех случаях, когда совсем не выходит, наймите отличного (часто дорогого!) репетитора(ов), в том числе онлайн. А что касается социализации — то этим можно заняться с друзьями — дома, на улице, возможно, в спортивных секциях. Все это лучше, чем платить за переполненные бестолковые классы.

Do'stlaringizga ayting! Расскажи друзьям! Tell your friends!
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии