O вреде занятий по английской грамматике (когда начинают с нее)

Что важнее - английская грамматика или английские слова
Что важнее - английская грамматика или английские слова?

Учителя, которые начинают с их подопечными учить лишь английскую грамматику, а особенно, когда они убеждают учеников или их родителей, что именно так правильно — преступники. Конечно, не в криминальном смысле.

Недавно я тестировала девочку-подростка, у которой, как уверяла ее мама, уровень не ниже Intermediate (B1). К таким заявлениям я всегда отношусь с большим скепсисом, если только ребенок не жил в англоязычной стране и не ходил в тамошнюю англоязычную школу.

Однако даже в Ташкенте после полуторагодичных занятий с репетитором — три раза в неделю по полтора часа — все-таки жду (исходя из средних цифр часов занятий, необходимых для достижения того или иного уровня) как минимум уровня Elementary (A2), а то и немного выше. То есть наша девочка при четырех с половиной часах занятий в неделю только с учителем должна как минимум понимать, о чем идет речь в простых, четко произнесенных и небольших по объему сообщениях, легко находить нужную информацию в несложных текстах (проверяла я лишь пассивные навыки, т.е. чтение и аудирование).

Увы, результат 18-месячной учебы оказался хуже самого низкого, который я могла вообразить. У ребенка не оказалось и уровня А1 (Beginner), то есть ей надо начинать с самого нуля, а о потерянных деньгах и времени забыть. Про произношение, на котором на английском говорят только в Ташкенте и больше нигде в мире (видимо, скопировала у «учительницы») можно даже сейчас не упоминать. Иностранцы с ним как-нибудь уж бы смирились. Но с грамматикой (и только с ней) у девочки было более-менее нормально для уровня Beginner.

Язык — это коммуникация. Что это такое?

Любой язык, в том числе английский, это, прежде всего, коммуникация, устная или письменная. То есть вы должны суметь выразить ваши мысли устно и письменно, правильно понять, что вам напишут или скажут другие. Две другие функции языка — когнитивная и аккумулятивная. Некоторыми учеными выделяются дополнительные функции языка, но все они так или иначе вертятся вокруг уже нами перечисленных.

Чтобы успешно осуществлять функции языка (овладеть им), вам надо более-менее в равной степени овладеть четырьмя навыками (skills) — говорение (speaking), понимание на слух (listening), чтение (reading) и письмо (writing).

Грамматика (grammar), как и словарный запас (vocabulary) — это языковые компоненты, необходимые для овладения всеми четырьмя навыками, или скиллами. Вы не можете использовать какой-либо языковой навык, не используя грамматику и словарный запас. А еще к компонентам относятся правописание (spelling), произношение (pronunciation), буквы (letters).

Самое важное! В навыках словарный запас имеет преимущество над грамматикой, но наиболее эффективным способом выучить язык является все же тот, когда вы одновременно изучаете словарный запас, грамматику, правописание, произношение и т.д. Также в любом более-менее серьезном аутентичном учебнике английского параллельно развивают все четыре навыка — говорение, понимание на слух, чтение, письмо.

Опровержение мифов, распространяемых плохими учителями английского о грамматике

Почему плохие учителя английского так любят заниматься одной грамматикой с их подопечными? Потому что для таких занятий не нужно знать язык или особо напрягаться во время урока. Объясни ученику кое-как заученное правило, дай задание на раскрытие скобок и проверяй по ключам. А потом втирай родителям, что у ребят знаний более чем достаточно. Хотя это точно не так.

Теперь к самим мифам.

  1. Грамматика важнее лексики
    Обман. Даже отличное знание грамматики при отсутствии достаточного количества лексики не поможет свободно изъясняться письменно или устно на языке, в том числе английском. Не поможет и понимать написанное или сказанное вам. Зато устойчивые выражения (collocations), которые есть в каждом языке, можно использовать, чтобы хотя бы донести свои мысли. Собеседник, особенно нейтив (носитель языка) обязательно узнает знакомые конструкции и сам дополнит ваши «пробелы».
  2. Грамматика языка — основа всей коммуникации
    Еще больший обман. Конечно, грамматика необходима, без нее язык не существует. Но и без грамматики можно выстроить коммуникацию. Основа языка — лексика, а не грамматика. Именно лексические единицы образуют собой «каркас», на основе которого следует учить и улучшать свое знание грамматики, а не наоборот. Построить коммуникацию получится даже при владении лишь базовой лексикой, не зная ни одного грамматического правила.
  3. Грамматику следует учить отдельно
    Верно, если вы не собираетесь овладеть английским или любым другим языком, не собираетесь говорить, писать на нем, понимать сказанное вам. А лишь хотите сделать приятное вашему бестолковому учителю, который сам не знает английского, или получить у него хорошую оценку (ваши ответы, как я уже писала, он, скорее всего, будет проверять по готовому ключу). Сюда же можно отнести и не знающих язык методистов, которые составляют программы с выделением грамматики из всего остального языка, заставляющим зазубривать ее наизусть.
  4. Знание грамматики поможет преодолеть языковой барьер
    Вранье. Напротив, опасаясь собственных грамматических ошибок, человек теряется, нервничает, пытается подобрать правильные слова или грамматические конструкции — и в конечном итоге замолкает. При параллельном же развитии всех навыков, вы сможете говорить свободно и правильно, не задумываясь о грамматических правилах.
  5. Грамматика делает язык гибким
    Гибкой речь делает не знание большого объема грамматических правил, а достаточное количество фраз и выражений, которые вы научились использовать, менять и адаптировать в разных ситуациях. «Развязать язык» — это использовать их, почти не задумываясь. Именно возможность пользоваться устойчивыми фразами и выражениями позволит вам говорить бегло и свободно.

Можем ли мы научиться английскому без грамматики?

Вы сможете свободно писать и говорить на новом языке, если будете практиковаться в подражании словам и выражениям, которые слышите от носителей языка, или читаете тексты с ними. Для этого не обязательно изучать грамматику. Грамматика лишь разъясняет правила, которые вы изучаете, слушая, читая, говоря или используя их в процессе вашего письма.

Однако существует хорошее эмпирическое правило: действия на точность предшествуют действиям по беглости. Нет смысла развивать беглость речи с помощью неправильных форм или неправильных слов. Вы не можете использовать какой-либо языковой навык, не используя грамматику и словарный запас.

Совет тем, кто выучил английскую грамматику, но не владеет ни одним из навыков. Забить на язык на всю оставшуюся жизнь или приготовиться все учить с нуля. Потому что уроки с разработкой абсолютно нового курса для вас точно будут очень дорогими (если это не будет новая афера) и доступными, как минимум, только долларовым миллионерам.

PS Жду, когда мне укажут на мои уроки английской грамматики в YouTube. Каюсь, пошла на поводу у подписчиков, которые хотят ее и только ее (даже специальное голосование устроила). В свое оправдание могу лишь сказать, что там есть не только грамматика, но и плейлист, развивающий все навыки, и в первую очередь разговорные, а также плейлист, посвященный чтению и письму. Ну а тем, кто не мыслит своей жизни без отдельного глубокого изучения английской грамматики, могу порекомендовать подборку и обзор лучших линеек (книг) по ней на моем сайте (Английская грамматика: четверка лучших учебников от Yep.uz, Английская грамматика (продолжение): Grammarway и Английская грамматика (окончание): Murphy и Oxford).

А вас или ваших детей как начинали учить английскому — с одной английской грамматики или с огромным перевесом в отношении нее?

Do'stlaringizga ayting! Расскажи друзьям! Tell your friends!
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии