Учителя, которые начинают с их подопечными учить лишь английскую грамматику, а особенно, когда они убеждают учеников или их родителей, что именно так правильно — преступники. Конечно, не в криминальном смысле.
Недавно я тестировала девочку-подростка, у которой, как уверяла ее мама, уровень не ниже Intermediate (B1). К таким заявлениям я всегда отношусь с большим скепсисом, если только ребенок не жил в англоязычной стране и не ходил в тамошнюю англоязычную школу.
Однако даже в Ташкенте после полуторагодичных занятий с репетитором — три раза в неделю по полтора часа — все-таки жду (исходя из средних цифр часов занятий, необходимых для достижения того или иного уровня) как минимум уровня Elementary (A2), а то и немного выше. То есть наша девочка при четырех с половиной часах занятий в неделю только с учителем должна как минимум понимать, о чем идет речь в простых, четко произнесенных и небольших по объему сообщениях, легко находить нужную информацию в несложных текстах (проверяла я лишь пассивные навыки, т.е. чтение и аудирование).
Увы, результат 18-месячной учебы оказался хуже самого низкого, который я могла вообразить. У ребенка не оказалось и уровня А1 (Beginner), то есть ей надо начинать с самого нуля, а о потерянных деньгах и времени забыть. Про произношение, на котором на английском говорят только в Ташкенте и больше нигде в мире (видимо, скопировала у «учительницы») можно даже сейчас не упоминать. Иностранцы с ним как-нибудь уж бы смирились. Но с грамматикой (и только с ней) у девочки было более-менее нормально для уровня Beginner.
Язык — это коммуникация. Что это такое?
Любой язык, в том числе английский, это, прежде всего, коммуникация, устная или письменная. То есть вы должны суметь выразить ваши мысли устно и письменно, правильно понять, что вам напишут или скажут другие. Две другие функции языка — когнитивная и аккумулятивная. Некоторыми учеными выделяются дополнительные функции языка, но все они так или иначе вертятся вокруг уже нами перечисленных.
Чтобы успешно осуществлять функции языка (овладеть им), вам надо более-менее в равной степени овладеть четырьмя навыками (skills) — говорение (speaking), понимание на слух (listening), чтение (reading) и письмо (writing).
Грамматика (grammar), как и словарный запас (vocabulary) — это языковые компоненты, необходимые для овладения всеми четырьмя навыками, или скиллами. Вы не можете использовать какой-либо языковой навык, не используя грамматику и словарный запас. А еще к компонентам относятся правописание (spelling), произношение (pronunciation), буквы (letters).
Самое важное! В навыках словарный запас имеет преимущество над грамматикой, но наиболее эффективным способом выучить язык является все же тот, когда вы одновременно изучаете словарный запас, грамматику, правописание, произношение и т.д. Также в любом более-менее серьезном аутентичном учебнике английского параллельно развивают все четыре навыка — говорение, понимание на слух, чтение, письмо.
Опровержение мифов, распространяемых плохими учителями английского о грамматике
Почему плохие учителя английского так любят заниматься одной грамматикой с их подопечными? Потому что для таких занятий не нужно знать язык или особо напрягаться во время урока. Объясни ученику кое-как заученное правило, дай задание на раскрытие скобок и проверяй по ключам. А потом втирай родителям, что у ребят знаний более чем достаточно. Хотя это точно не так.
Теперь к самим мифам.
- Грамматика важнее лексики
Обман. Даже отличное знание грамматики при отсутствии достаточного количества лексики не поможет свободно изъясняться письменно или устно на языке, в том числе английском. Не поможет и понимать написанное или сказанное вам. Зато устойчивые выражения (collocations), которые есть в каждом языке, можно использовать, чтобы хотя бы донести свои мысли. Собеседник, особенно нейтив (носитель языка) обязательно узнает знакомые конструкции и сам дополнит ваши «пробелы». - Грамматика языка — основа всей коммуникации
Еще больший обман. Конечно, грамматика необходима, без нее язык не существует. Но и без грамматики можно выстроить коммуникацию. Основа языка — лексика, а не грамматика. Именно лексические единицы образуют собой «каркас», на основе которого следует учить и улучшать свое знание грамматики, а не наоборот. Построить коммуникацию получится даже при владении лишь базовой лексикой, не зная ни одного грамматического правила. - Грамматику следует учить отдельно
Верно, если вы не собираетесь овладеть английским или любым другим языком, не собираетесь говорить, писать на нем, понимать сказанное вам. А лишь хотите сделать приятное вашему бестолковому учителю, который сам не знает английского, или получить у него хорошую оценку (ваши ответы, как я уже писала, он, скорее всего, будет проверять по готовому ключу). Сюда же можно отнести и не знающих язык методистов, которые составляют программы с выделением грамматики из всего остального языка, заставляющим зазубривать ее наизусть. - Знание грамматики поможет преодолеть языковой барьер
Вранье. Напротив, опасаясь собственных грамматических ошибок, человек теряется, нервничает, пытается подобрать правильные слова или грамматические конструкции — и в конечном итоге замолкает. При параллельном же развитии всех навыков, вы сможете говорить свободно и правильно, не задумываясь о грамматических правилах. - Грамматика делает язык гибким
Гибкой речь делает не знание большого объема грамматических правил, а достаточное количество фраз и выражений, которые вы научились использовать, менять и адаптировать в разных ситуациях. «Развязать язык» — это использовать их, почти не задумываясь. Именно возможность пользоваться устойчивыми фразами и выражениями позволит вам говорить бегло и свободно.
Можем ли мы научиться английскому без грамматики?
Вы сможете свободно писать и говорить на новом языке, если будете практиковаться в подражании словам и выражениям, которые слышите от носителей языка, или читаете тексты с ними. Для этого не обязательно изучать грамматику. Грамматика лишь разъясняет правила, которые вы изучаете, слушая, читая, говоря или используя их в процессе вашего письма.
Однако существует хорошее эмпирическое правило: действия на точность предшествуют действиям по беглости. Нет смысла развивать беглость речи с помощью неправильных форм или неправильных слов. Вы не можете использовать какой-либо языковой навык, не используя грамматику и словарный запас.
Совет тем, кто выучил английскую грамматику, но не владеет ни одним из навыков. Забить на язык на всю оставшуюся жизнь или приготовиться все учить с нуля. Потому что уроки с разработкой абсолютно нового курса для вас точно будут очень дорогими (если это не будет новая афера) и доступными, как минимум, только долларовым миллионерам.
PS Жду, когда мне укажут на мои уроки английской грамматики в YouTube. Каюсь, пошла на поводу у подписчиков, которые хотят ее и только ее (даже специальное голосование устроила). В свое оправдание могу лишь сказать, что там есть не только грамматика, но и плейлист, развивающий все навыки, и в первую очередь разговорные, а также плейлист, посвященный чтению и письму. Ну а тем, кто не мыслит своей жизни без отдельного глубокого изучения английской грамматики, могу порекомендовать подборку и обзор лучших линеек (книг) по ней на моем сайте (Английская грамматика: четверка лучших учебников от Yep.uz, Английская грамматика (продолжение): Grammarway и Английская грамматика (окончание): Murphy и Oxford).
А вас или ваших детей как начинали учить английскому — с одной английской грамматики или с огромным перевесом в отношении нее?