Ташкентский метрополитен ранее на этой неделе объявил о значительном снижении скорости поездов, а то и вовсе их остановке из-за жары. Речь, как я поняла (в сообщении об этом прямо не говорится), о наземной части метро, каковая составляет значительную его часть. Напомним, что жара в Ташкенте длится не менее трех месяцев в году, чаще намного дольше.
«В связи с началом летнего сезона температура воздуха в городе Ташкенте резко повышается, и в результате температура на рельсах метрополитена и медных частях может быть высока, может достигать до +70 градусов», — говорится в сообщении.
Далее Ташкентский метрополитен разъясняет, что в соответствии с правилами его использования, когда температура на рельсах превышает +55 °С, скорость движения поездов снижается, а когда температура на рельсах достигает +60 °С, скорость движения поездов ограничивается до 40 км/ч, а при температуре на рельсах +65 °С, скорость движения поездов не должна превышать 25 км/ч. При температуре на рельсах +70 °С или выше движение поездов ограничено.
«Для обеспечения безопасности движения поездов и пассажиров в период повышения температуры воздуха на «Yer usti halqa yo’li» метрополитена и на участках Сергели будут установлены временные ограничения скорости движения поездов», — информирует пресс-служба метро.
Другими словами, скорость в наземном метро должна быть снижена, когда температура воздуха достигает +29 °С, ограничена 40 км/ч при 34 °С, ограничена 25 км/ч при 39 °С и остановится при температуре воздуха 44 °С.
Как я получила эти данные? В результате недолгого поиска в интернете.
«Изменение температуры рельса происходит в условиях сложного теплообмена. Летом, находясь под действием солнечных лучей, рельсы получают тепловую энергию, тратя ее часть на обратное излучение и теплоотдачу в окружающую среду. Когда рельс нагревается (тепла подводится больше, чем отводится), значения температуры в разных его точках, изменяясь во времени, все больше возрастают», — говорится в найденном мною материале Уральской железной дороги.
Температура рельса зависит от многих факторов, в том числе температуры воздуха, типа рельса и состояния его поверхностей, ориентирования рельса относительно сторон света, плана и профиля пути, поперечного профиля земляного полотна, интенсивности солнечной радиации и прозрачности атмосферы, скорости и направления ветра, качества и отражательной способности балласта и ряда других причин.
Разница температур рельса и воздуха летом достигает 24—26 °С в средних и южных районах России (по Узбекистану таких данных не нашла, предполагаю, что больше). То есть для самого оптимистического варианта эта разница должна выглядеть так:
tр = tв + 26°C
где tp — температура рельса;
tв — температура воздуха.
Для тех, кто не силен в арифметике, пишу формулу для расчета температуры воздуха, влияющей на выбранную температуру рельса: tв = tр — 26°C.
Уже в мае в Ташкенте средние показатели приближаются к отметке в 30 °C. В июне, июле, августе жара может достигать 43°C и выше.
В этом году температура в Ташкенте днем составляла 29°C и выше, начиная с 20 мая, в мае она уже доходила и до 34°C.
Возможно, у специалистов Ташкентского метрополитена другие формулы. Если поделятся, буду рада их опубликовать. Хотелось бы также узнать у проектировщиков новых наземных линий Ташкентского метро, закладывали ли они многомесячную ежегодную жару, а также потепление климата в проект? Если да, то как именно?
В Ташкентском метро на сегодняшний день пять линий, 48 станций (31 подземных, 14 надземных и 3 наземных), его общая протяженность 67,2 км. Данные получены подсчетом и из интернета, так как на сайте Ташкентского метрополитена до сих пор (на 4 июня 2023 года) информация устаревшая.
Еще 25 апреля пресс-служба Минтранса республики сообщила, что «пассажирские перевозки начались на 5 станциях, завершенных в рамках II этапа строительства наземного метро “Қўйлиқ – Қурувчилар”, где общая протяженность 5 станций составляет 7,74 километра».
«Таким образом, количество остановок в Ташкентском метрополитене достигло 48», — говорилось в информации ведомства.
Впрочем, я всему этому не удивилась. О глобальной некомпетентности в Узбекистане я писала раньше.
А вы что думаете о работе Ташкентского метро? И как оно переносит жару? Делитесь в комментариях.
Yep.uz - независимый сайт-блог узбекской журналистки Marina Kozlova. Если вы хотите поддержать меня и мой проект, переведите любую сумму на карту UZCARD 5614681919010102 (из Узбекистана и любой страны в любой валюте).
Если вы находитесь за границей и предпочитаете работать с Visa, то можно перечислить доллары на VISA 4790912210889962. Также для зарубежных платежных систем у меня есть Patreon и Buy me a coffee. Вы можете просто подписаться там за небольшую сумму и тем самым показать, что мой труд нужен.