Неправительственная правозащитная организация Freedom House оставила Узбекистан в списке стран с «несвободным интернетом», при этом ухудшив его позицию на балл. В отчете свободы интернета, составленном на основе данных, полученных с 1 июня 2021 года по 31 мая 2022 года (также в нем есть некоторые сведения после 31 мая) у республики 60-е место из 70.
Рейтинг составлялся с учетом трех факторов: препятствия к интернет-доступу, ограничения контента и нарушение прав пользователей. Чем ниже балл в рейтинге, тем строже считается регулирование интернета в стране.
К странам с самым свободным интернетом относятся Исландия (95 баллов), Эстония (93), Коста-Рика (88), Канада (87), Тайвань (79) и Великобритания (79). На последнем месте восьмой год подряд находится Китай (10 баллов).
Узбекистан с 27 баллами из 100 (в прошлом году у республики было 28 баллов) попал в число стран с «несвободным интернетом». В рейтинге страна расположилась между Беларусью и Эфиопией. Интернет в Узбекистане, по мнению экспертов, менее свободный, чем в ОАЭ, Судане, Венесуэле и Бахрейне. Из других центральноазиатских республик бывшего СССР, попавших список, Кыргызстан получил 53 балла (частично свободный интернет), Казахстан — 32 (несвободный интернет). Украина имеет 53 балла (частичная свобода интернета), Россия — 23 балла (несвободный интернет, ситуация хуже, чем у Узбекистана).
«Свобода интернета в Узбекистане ухудшилась в охватываемом периоде, поскольку правительство заблокировало широко используемые платформы социальных сетей и приложения для обмена сообщениями за нарушение требований по локализации данных, которые были введены в соответствии с поправками к Закону о персональных данных в апреле 2021 года. Кроме того, правительство стремилось контролировать повестку в СМИ о вторжении российских военных в Украину, предупреждая журналистов об их освещении. Правительство продолжало приговаривать к многолетним тюремным заключениям блогеров, активистов и критиков правительства в охватываемом периоде. Суды впервые ввели в действие поправки к Уголовному кодексу от марта 2021 года, запрещающие оскорбления президента», — говорится в отчете.
«Хотя реформы, проведенные после прихода к власти президента Шавката Мирзиёева в 2016 году, привели к улучшению некоторых вопросов, Узбекистан остается авторитарным государством с незначительными признаками демократизации. Ни одна оппозиционная партия не действует легально. Законодательная и судебная власть фактически служат инструментами исполнительной власти, которая инициирует реформы указом, а СМИ по-прежнему жестко контролируются властями. Сообщения о пытках и других видах жестокого обращения продолжают поступать, хотя получившие широкую огласку случаи жестокого обращения привели к увольнениям и судебному преследованию некоторых должностных лиц, а масштабы мелкой коррупции значительно сократились», — так отчет характеризует общую ситуацию со свободой в стране.
В отчете говорится о низкой скорости интернет-соединения и частых отключениях (по данным Speedtest, в мае 2022 года средняя скорость загрузки фиксированного широкополосного доступа составляла 40,2 Мбит/с, а мобильного широкополосного доступа — 13,8 Мбит/с).
Freedom House отмечает некоторое снижение цен на интернет по отношению к доходам в Узбекистане.