Вопрос журналиста Шокира Шарипова состоял в том, что бы нынешний министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба сделал, чтобы повернуть события («Многие из нас, живущих в Центральной Азии, с горечью смотрят на происходящее в Украине, гибель людей, детей» — Шарипов) в другое русло? Если было бы можно обратить время вспять и вернуться на 10 лет назад.
Дмитрий Иванович Кулеба:
10 лет назад… 2022… 2012 год. Евро-2012. Футбол как раз был в Украине. В 2012 году политика Украины в отношении России была такая же, как сейчас политика ваших стран. Тогда у нас был видимый конструктив, но, по сути, Россия именно тогда, в двенадцатом году, развязала первую большую торговую войну с Украиной.
Не было ни НАТО, не было ни соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, а торговая война, развязанная Россией, уже была. Потому что для них торговля — это всегда инструмент политики, инструмент принуждения.
Я бы, конечно, очень хотел, чтобы мы избежали того развития событий, которое получили. Вы знаете, недавно мы нашли в архиве МИДа письмо господина Путина, написанное до 2010 года, уже в статусе президента, и он там прямым текстом уже пишет тогдашнему президенту Украины: «Если Вы не перестанете делать вот это, то, уверяю Вас, что найдутся желающие пересмотреть все наследие Украины от Советского периода».
Вы понимаете, задолго, десятилетия тому назад президент Путин уже настолько сильно верил во все свои версии о том, что не существует такого государства как Украина, что все это искусственно создано, унаследовано от Советского Союза, что уже тогда он угрожал тогдашнему президенту Украины. Это было до 2010 года.
То есть это не какие-то новые идеи, которые у него появились в голове с 2014 или позднее. Он, судя по всему, всегда в это верил, так считал и использовал планомерно свою должность президента для реализации этого сценария. Сценария по восстановлению имперского величия России.
А за чей счет его можно восстановить? Только за наш с вами. Вся эта мишура — когда они рассказывают об уважении к международному праву, к суверенитету, к независимости — это никогда нельзя воспринимать серьезно (выделено Yep.Uz). Мы это прошли, заплатили страшную цену. Мы верили, что, если в договоре с Россией, ратифицированном обоими парламентами, написано, что они будут уважать наши границы, они будут их уважать. Но ничего подобного.
Поэтому единственное, чтобы я, зная все это — что Путин всегда верил в то, что он сейчас делает, единственное, чтобы я изменил, я вам честно скажу, я бы с 1991 года, даже глубже возьму, я бы не проводил конверсию армии. Я бы инвестировал максимально в оборону своей страны. Максимально.
Мы сейчас, когда началась война и мы столкнулись, условно, сколько танков у нас было в 1991 году и сколько у нас сейчас танков, то это просто не поддается осмыслению. Не говоря уже о ракетах. Сейчас каждый день русские обстреливают ракетами наши города. Вы видите это в новостях.
У нас тоже были такие подобные ракеты. Но мы их все, кстати, отдали им же. Русские всегда знали, к чему они готовятся. У нас однажды был большой долг за газ перед ними, они, знаете, чем попросили рассчитаться с ними? Запасами наших ракет. И, к сожалению, наше не совсем мудрое правительство, которое верило тогда — это было в начале 2000-х, которое верило, что войны же не будет, хорошая же сделка, деньги отдавать не надо, они отдали какие-то ракеты со склада, никому не нужные (на их взгляд — Yep.Uz). А все это было частью одного плана.
Поэтому единственное, чтобы я изменил, — я бы просто не занимался разоружением страны, веря в мир, вечный мир, а постоянно понимал, что в любой момент с северо-востока может прийти война. Мы в это не верили.
Откровенно вам скажу — я достаточно все-таки в профессиональном плане понимаю картинку мира, где, что происходит, но даже в самых страшных снах я не мог представить такую полноценную, такую масштабную, полномасштабную войну. И поэтому я вас очень прошу тоже оставаться трезвомыслящими людьми. Если вам кажется, что что-то невозможно и с нами это точно не произойдет — уверяю вас, произойти может все.
Узбекский журналист Жасур Пулатов задал вопрос касательно соглашений, которые были подписаны между Украиной и Узбекистаном до начала войны: «Хотелось узнать, как дальше будут развиваться наши отношения, т.е. учитывая нынешнюю позицию нашей страны, в том числе мне непонятную позицию. Как будет дальше развиваться сотрудничество и каковы дальнейшие планы по подписанным соглашениям?»
Дмитрий Иванович Кулеба:
У нас 2021 год был достаточно плодотворным в отношениях с Узбекистаном. Я в начале говорил, что, когда я стал министром, я делал отдельный акцент именно на странах Центральной Азии, и вот в двадцать первом году мы провели консультации между министерствами иностранных дел, собрали межпарламентскую группу дружбы.
Наши отношения, конечно, скажу откровенно, сильно подкосил запрет России на транзит из ваших стран к нам и из Украины к вам. Это сильно ударило по экономике, но тем не менее мы всеми силами пытались оживить эти отношения — и политические, и экономические.
Я искренне очень хочу побывать в Узбекистане, в частности. Я восхищаюсь историей вашей страны, ее стержнем. Потому что народ прошел через очень страшные периоды истории, ну, все мы с вами прошли в принципе. Все были в одном Советском Союзе. И нашу национальную идентичность пытались максимально стереть. Но устояли. Это было лирическое отступление.
Мы готовы и сейчас максимально, даже в нынешних условиях, развивать отношения. Потому что война войной, но жизнь никто не отменял. И надо двигаться вперед и даже в нынешней реальности искать, что мы можем совместно сделать. Поэтому мы за то, чтобы все соглашения — остались в силе и развивались, и чтобы мы заключали новые соглашения и реализовывали их.
У нас очень хороший контакт с узбекским бизнесом, есть диалог с узбекским правительством, наше посольство активно работает, ваше посольство здесь (в Киеве — Yep.Uz) тоже работает.
Что касается позиции, которую занимает Узбекистан, другие страны Центральной Азии по отношению к Украине, я уже ответил в отношении войны России против Украины. Я добавлю только одну вещь — вы все должны быть на самом деле заинтересованы в нашей победе. Все ваши страны. Потому что, если мы проиграем, то по вам пройдут катком (выделено Yep.Uz). Вы же понимаете, в каком состоянии и в какой эйфории будет Россия.
Если она будет думать, если нам такое сошло с рук, что мы сделали в Украине и мы еще достигли результатов, то теперь не то что с удвоенными или утроенными усилиями, а в десять раз сильнее они будут давить на страны Центральной Азии. И ваши лидеры, ваши правительства, я думаю, это понимают.
Но все еще мы видим крайне сдержанную… Она не недружественная позиция. Мы чувствуем хорошее отношение к Украине в ваших странах и вот мой президент говорил с президентом Казахстана недавно, хороший был разговор. Но мы понимаем, что есть факторы, которые вас сдерживают. Эти факторы называются отношения с Россией и способность России влиять на ваше внутреннюю политику.
Так вот — какими бы не были эти факторы, я хочу, чтобы все помнили — если мы проиграем, вы будете следующими. Русские не остановятся, если он получит победу, и в этом состоянии эйфории они будут душить всех.
Они точно также, как нас считают искусственными образованиями, они точно также и вас считают искусственными образованиями. Такова суровая правда.
И я думаю, что мудрый правитель должен всегда находить тот или иной способ помочь той стране, в успехе которой он заинтересован. Потому что он понимает, что успех этой страны — в том числе, гарантия безопасности его страны (выделено Yep.Uz).
Тамара Вааль из Казахстана: «Вы сейчас сказали, что лидеры стран Центральной Азии понимают, что Россия — это угроза, никакой не друг и что с ней надо себя вести максимально осторожно. И вы сказали, что господин Зеленский разговаривал с президентом Токаевым. Хотелось бы услышать вашу точку зрения, ваше мнение, что 17 июня на форуме в Санкт-Петербурге Маргарита Симоньян спросила господина Токаева о том, как он относится к спецоперации и наш президент ей сказал, что Казахстан не признает ни Донецк, ни Луганск. На мой взгляд, в этих словах нет никакой осторожности, т.е. Казахстан обозначил свою позицию».
Дмитрий Иванович Кулеба:
Мы очень внимательно следим за развитием казахско-российских отношений и мы видим, что президент Токаев в принципе реализует ту политику, о которой я говорил, т.е., с одной стороны, он понимает, что нужно поддерживать отношения с Россией, с другой стороны, он принципиально отстаивает суверенитет своей страны. Когда он высказывает позицию, которая неприятна Путину, сидящему рядом, это есть проявление суверенитета. Поэтому тут он заслуживает самую позитивную оценку, что защищая интересы своей страны, он не боится делать то, что, он знает, приведет Россию в состояние сильного раздражения.
Но, сказали «А», надо говорить «Б». Приведу простой пример. О чем эта война? Эта война о нарушении принципа территориальной целостности государства. Я думаю для Казахстана этот вопрос очень актуален. Север этой страны — мы все прекрасно знаем, понимаем. Правда? То есть по идее ваше правительство должно твердо стоять на принципе уважения территориальной целостности. Потому что это касается и вас. Точно также, как и нас.
И позитивно отмечая позицию господина Токаева по ДНР, ЛНР, не могу не отметить, что Казахстан почему-то отказался принять участие в саммите Крымской платформы. А что, Крым и ДНР, ЛНР — это какие-то разные явления? Не нарушение одного и того же принципа территориальной целостности? Вот об этом и речь.
Повторю, разговор между президентами был очень хороший. Мы все услышали. Это была содержательная беседа. Но … акты балансировки — они, конечно, важны в дипломатии, но для того, чтобы быть способным себя защитить, надо мертво, твердо стоять на каких-то принципах (выделено Yep.Uz). И вот на примере ответа о ДНР, ЛНР и об участии Казахстана в Крымской платформе, я вам продемонстрировал, о чем я говорил.
Кстати, я очень скучаю. Когда я был в Казахстане, я стал фанатом шубата (кисломолочный напиток из верблюжьего молока — Yep.Uz). Мечтаю когда-нибудь выпить стаканчик. Ну и кумыс (кисломолочный напиток, изготавливаемый обычно из молока кобылы — Yep.Uz), конечно. Но самое крутое было свежее кобылье молоко — вот конь, который в степи пасется, это был просто феноменальный набор вкуса. Такое ощущение, что ты жуешь степную траву. Это было лирическое отступление, воспоминание о моем визите в Казахстан.
Тамара Вааль: «У меня еще был вопрос — есть ли у вас информация, есть ли на территории Украины граждане Казахстана, которые принимают участие в защите Украины. И как вы оцениваете в целом поддержку со стороны правительств центральной Азии, в частности Казахстана?»
Дмитрий Иванович Кулеба:
У меня нет информации о точном количестве граждан — ни по одной из стран. Я уверен, что ваше посольство в Украине владеет такой информацией. Лучше обратиться к ним. А на второй вопрос я уже развернуто отвечал предыдущие полчаса нашего общения.
Марина Козлова, Узбекистан, Yep.Uz (много сказала)): «Я в Киеве последний раз была в 2016 году, мы проезжали из Молдовы в Ташкент на машине, в том числе Украину. Это самые приятные воспоминания. Боюсь, что теперь эти дороги разбиты. Хотела бы передать от себя, от моих друзей восхищение народом, правительством Украины, Вооруженными силами Украины. Все мои друзья на стороне Украины, они не отравлены российской пропагандой. И также, если вы приедете в Узбекистан, то дайте знать — саму прекрасную экскурсию я вам по нему организую. Я надеюсь, что это у нас не последняя встреча и одна из них, не знаю, какая, пройдет в кафе, выпьем чай на набережной украинской Ялты.
Теперь к вопросу. Здесь уже во многом ответили на него. О конкретной судьбе узбекистанцев, пропавших под Бучей в начале марта, тоже невозможно спрашивать сейчас. Но хотелось бы узнать тогда немножко дальше. В середине следующей недели произойдет встреча Шанхайской организации сотрудничества (ШОСа) в Самарканде, из-за чего, видимо из-за Путина, там уже беспрецедентные меры охраны, даже самаркандские школьники начнут заниматься не с 5 числа, как начали остальные, а на 2 недели позже. И собираются принимать Путина.
Также, несмотря на заявления, о нейтралитете Узбекистаном и даже два груза в помощь Украине — тем не менее руководство Узбекистана, господин Мирзиёев уже много раз беседует с Путиным, но ни разу не побеседовал, не позвонил Зеленскому, не спросил, чем помочь. И говорят, что именно здесь находится кошелек Путина Усманов.
То есть, насколько это, по-вашему, правильно — прием Путина, пожимание ему руки, ради него устраивание в городе Самарканде самых антитеррористических мер в ущерб собственному народу, которому сейчас даже рекомендовали не ездить туристами в Самарканд. Насколько это правильно и насколько это может в близлежащей, среднесрочной перспективе обойтись боком Узбекистану?»
Дмитрий Иванович Кулеба:
Мне неприятно, что Владимир Путин будет иметь возможность наслаждаться феноменальной, совершенно выдающейся архитектурой Самарканда. И дышать вашим воздухом. Он этого не заслуживает, конечно.
Что касается детей — так получается, что дети страдают от политики Путина везде (выделено Yep.Uz). Даже в Узбекистане приходится сидеть дома и переносить начало школьного года. Хотя, конечно, дети любят не ходить в школу. Но это другой вопрос.
На вашу вторую часть вопроса — я отвечу очень коротко — президент Украины Владимир Зеленский готов разговаривать с лидерами стран Центральной Азии (выделено Yep.Uz). Мы открыты. Я не знаю, почему пока состоялся разговор только с Казахстаном. Точнее знаю, но, наверное, останусь дипломатом. Поэтому не буду комментировать.
Приглашение (об организации экскурсии по Узбекистану — Yep.Uz) принял. С удовольствием им воспользуюсь. Спасибо.
Предыдущую часть отчета об онлайн конференции центральноазиатских журналистов с министром иностранных дел Украины Дмитрием Кулебой читайте здесь.