Международная организация гражданской авиации (ICAO) объявила Россию страной с существенными проблемами с безопасностью полетов (significant safety concern). Теперь другие страны могут не пускать к себе самолеты из РФ.
ICAO пометила РФ красным флажком в области безопасности полетов в среду 14 сентября. Из 187 стран-членов Международной организации гражданской авиации флажком отмечены только РФ и Бутан.
ICAO понизила до 77,4% свою оценку эффективности реализации стандартов в категории «летная годность» в России.
В июне ICAO в закрытом бюллетене указала на проблемы с безопасностью полетов в России из-за двойной регистрации самолетов. В соответствии с Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации, регистрация воздушного судна более чем в одном государстве не может считаться действительной. Двойная регистрация воздушных судов влечет за собой проблемы, связанные с международным признанием лицензии радиочастот для работы оборудования самолета и сертификата его летной годности.
ICAO призвала устранить нарушение до 14 сентября, пообещав в противном случае сделать информацию о «существенных опасениях в области безопасности» общедоступной.
Теперь, после получения красного флажка от ICAO, Россия вошла в число стран, где официально декларированы проблемы с обеспечением безопасности полетов. Помимо РФ, красный флажок на данный момент имеет только Бутан, крошечное королевство (все население страны — около 750 тысяч человек) в Южной Азии, расположенное между Индией и Китаем.
На основании выводов ICAO другие страны могут запрещать самолетам российских авиакомпаний использовать свое воздушное пространство, так как, по нормам ICAO, за катастрофу, произошедшую в воздушном пространстве той или иной страны, несут ответственность власти этой страны. То есть, если потенциальная авиакатастрофа произойдет, к примеру, над территорией Узбекистана, отвечать будут узбекские власти.
Большая часть флота российских авиакомпаний состоит из самолетов, принадлежащих западным лизингодателям и зарегистрированных до марта в иностранных юрисдикциях. После начала войны России с Украиной самолеты были фактически изъяты у владельцев и переведены в российскую регистрацию, а их техническое обслуживание выполняется без контроля со стороны производителей и западных авиавластей. Однако снять их с учета в старой юрисдикции можно только с согласия лизинговых компаний.
Также, после нападения России на Украину Запад ввел санкции, включающие запрет на продажу самолетов и деталей к ним. В настоящее время более 500 авиалайнеров лишены легального сервисного обслуживания. Из-за нехватки запчастей российские авиакомпании разбирают часть своего парка на запчасти.