Однобокая версия узбекских правоохранителей
В ходе подавления протестов в столице Каракалпакстана Нукусе погибли 14 гражданских лиц и четверо сотрудников правоохранительных органов. Такие цифры в понедельник озвучил комендант и командующий Нацгвардией Узбекистана Рустам Джураев.
«Непосредственно на месте, где происходили беспорядки, погибли 14 граждан, из которых 13 находились под воздействием алкоголя и наркотиков. Здесь же были убиты четверо сотрудников правоохранительных органов, выполнявших свой служебный долг», — сказал он журналистам 4 июля.
То есть, из слов Джураева выходит, что почти все погибшие (!) протестанты перед смертью приняли алкоголь и наркотики, а стрелявшие в них силовики были чисты как стеклышко? А-я-яй — как это некрасиво (мягко выражаясь).
Напомним, в результате подавления протестов в Нукусе также пострадали 243 человека, 94 из них по состоянию на 4 июля оставались в больницах, среди них есть тяжело раненные. Все это официальные цифры.
Фото записи: силовики Узбекистана в Нукусе избивают лежащего безоружного человека (видео здесь).
Генпрокуратура Узбекистана возбудила дело о «заговоре с целью захвата власти или свержения конституционного строя» и по другим статьям уголовного кодекса. По ее же версии, 1 июля в Нукусе «группа лиц, прикрываясь лживыми лозунгами, ввела в заблуждение сознание граждан и вызвала массовые беспорядки».
Стремление отстоять Конституцию в Узбекистане теперь следует называть «свержением конституционного строя», а «лживые лозунги» — это защита Конституции и оговоренного в ней суверенитета Каракалпакстана? Кажется, до такого даже Каримов не додумывался.
Мнение Евросоюза
Между тем, Европейский союз призвал Узбекистан «к открытому и независимому расследованию насильственных событий в Каракалпакстане», случившихся после публикации предлагаемых поправок к Конституции Узбекистана. Об этом сообщила Европейская служба внешних связей.
«Европейский Союз призывает к открытому и независимому расследованию насильственных событий в Каракалпакстане после публикации предлагаемых поправок к Конституции Узбекистана. Мы глубоко сожалеем о пострадавших и гибели людей и продолжаем внимательно следить за развитием событий», — говорится в заявлении.
«Мы признаем шаги, предпринятые президентом Мирзиёевым, по быстрому реагированию на обеспокоенность общественности по поводу предложенных конституционных поправок. Мы призываем все стороны проявлять сдержанность в своих действиях во избежание любой эскалации или дальнейшего насилия. Европейский союз призывает власти гарантировать права человека, в том числе основные права на свободу выражения мнений и свободу собраний, в соответствии с международными обязательствами Узбекистана», — отмечается в заявлении.
Так что, правоохранительные органы, включая прокуратуру Узбекистана, забыли про международные обязательства республики?
«Европейский союз имеет прочные и растущие партнерские отношения с Узбекистаном. Мы остаемся привержены поддержке усилий Узбекистана по реформам и призываем его продолжать этот процесс в консультации с гражданами и заинтересованными сторонами на основе международных норм и передовой практики», — завершает свое заявление ЕС.
По сообщениюа пресс-службы президента Шавката Мирзиёева, в понедельник он поговорил по телефону с президентом Европейского совета Шарлем Мишелем.
Мирзиёев поблагодарил Мишеля «за оказываемое всемерное содействие в проведении необратимых демократических и социально-экономических преобразований в Новом Узбекистане».
Президент Евросовета выступил «в поддержку усилий Узбекистана по продолжению курса открытых реформ в стране, нацеленных на формирование сильного гражданского общества и правового государства».
«Шарль Мишель просил передать соболезнования семьям и близким погибших в результате беспорядков, организованных преступными элементами», — говорится в сообщении пресс-службы узбекского президента. Неужели Мишель вот так и сказал: «беспорядки, организованные преступными элементами»? Сильно сомневаюсь. А если это действительно не так, то насколько можно искажать слова зарубежного лидера представителю президента?
Также стало известно, что 4 июля состоялся телефонный разговор и.о. министра иностранных дел Узбекистана Владимира Норова с Верховным представителем Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Боррелем.
«Европейская сторона информирована о текущей ситуации в Каракалпакстане, принимаемых мерах по недопущению дестабилизации обстановки, обеспечению мира, спокойствия и общественной безопасности в регионе,» — говорится в сообщении МИДа республики. Что на это сказал Боррель, осталось неизвестным.