По Ташкенту с жадными глазами и в поисках работы рыскают уже тысячи россиян. Выглядят они дико и одновременно забавно.
Спрашивают меня, можно ли выучить узбекский язык за три месяца — вежливые узбеки пока им отказывают под предлогом незнания узбекского (в ближайшем будущем, однако, ждем закона, по которому мигранты здесь смогут работать только после сдачи экзаменов на знание государственного языка и узбекской истории, а также при условии регулярного прохождения медосмотра).
Забавно наблюдать, как поначалу россияне ищут «интеллигентные профессии» (они типа айтишники, но, как позже выясняется, вовсе не программисты, а «менеджеры» — то есть по-существу, ненужные посредники между заказчиками и исполнителями), а затем готовы работать продавцами, в гостиницах, строителями, говорят, уже и на профессию дворника согласны. Все это раздражает местных сотрудников, конечно. Узбекистан же не резиновый. Особенно, что касается рабочих мест.
Но мне даже смешнее другое. Если сразу после приезда россияне соглашались на аренду квартир только в двух центральных самых дорогих районах Ташкента — Мирабадском и Яккасарайском, то через пару недель они уже стали искать жилье и в остальных местах, включая окраины столицы. А еще спустя время пошли селиться в Бухаре и Самарканде, и в маленьких полузаброшенных городках в 100 км от столицы, где холодную воду летом дают всего пару часов в сутки. Главное для них теперь — чтобы жилье было дешевым (но признаваться в этом они по-прежнему не хотят, утверждая, что, якобы, дорогие квартиры в центре кончились — спорим, найду?).
Больше же всего мне понравилось, как одна молодая пара записала радостное видео после того, как в строящемся (еще не построенном!) доме в Ташкенте сняла одну (одну!) комнату. В других комнатах этого дома живут другие люди.
PS Я понимаю, почему эти релоканты (россияне до сих пор понтуются, не желая называться мигрантами или гастарбайтерами), переехали именно в Узбекистан. Спасаясь от возможной мобилизации и возможной (не дай бог) ядерной войны после военного вторжения России в Украину и многочисленных преступлений, совершенных там российскими военными, осталось совсем немного мест, куда им можно переехать.
Во многих странах россиянам открыто и недвусмысленно дают понять, что не рады их прибытию. Но узбеки пока по-прежнему очень гостеприимный и вежливый народ.