Афганистан собирается лишить Узбекистан права управления железной дорогой в своей стране. Об этом сообщило издание Ariana News со ссылкой на должностных лиц Управления железных дорог Афганистана (ARA).
Афганские железнодорожные чиновники заявили, что контракты на эксплуатацию железнодорожных станций Афганистана с соседними странами были оформлены без учета интересов страны.
По словам официальных лиц, ежегодно компаниям из соседних стран выплачиваются десятки миллионов долларов за эксплуатацию станций.
Новое руководство ARA в настоящее время работает над планом передачи управления железнодорожными станциями афганским компаниям, чтобы это могло принести прямую пользу национальной экономике Афганистана.
Директор Управления железных дорог Афганистана Бахт-у-Рехман Шарафат заявил, что узбекская компания имеет контракт на эксплуатацию порта Хайратон стоимостью 18 миллионов долларов в год. Однако местные компании готовы выполнять ту же работу за гораздо меньшие деньги, сказал он.
«Порт Хайратон, через который мы перевозим большую часть наших грузов, управляется по контракту узбекской компанией за 18 миллионов долларов в год, а афганские компании сделают это менее чем за 25 процентов от этой суммы», — сказал Шарафат.
Частный сектор Афганистана также призвал железнодорожные власти страны увеличить торговые мощности в своих портах. Представители частного сектора заявили, что местная экономика усилится, если расширятся железнодорожные услуги.
«Если мы сможем осуществлять экспорт по железной дороге, это будет для нас дешевле, и благодаря этому мы сможем расширить наш экспорт и снизить наши цены», — сказал Абдул Джабар Сафи, директор Ассоциации промышленности Афганистана.
Также стало известно о визите афганской делегации (фото записи) в Узбекистан для детального обсуждения соглашения, а также использования порта Хайратон.
Дочернее предприятие «Узбекистон темир йуллари» «Согдиана Транс» было создано в декабре 2011 года для эксплуатации и обслуживания железнодорожной линии «Хайратон — Мазари-Шариф» в Афганистане. «Узбекистон темир йуллари» завершила строительство линии протяженностью 75 км и стоимостью 129 млн долларов в ноябре 2010 года.
За 10 лет компанией «Согдиана Транс» в Афганистан и через эту страну в другие государства было доставлено около 28 миллионов тонн грузов, сообщало «Узбекистон темир йуллари» в декабре прошлого года. Кроме того, данное предприятие вносит значительный вклад в экспорт афганских грузов по железной дороге через Узбекистан в страны СНГ и Китай.
«Только в текущем году (с 01.01.2021 г. по 19.12.2021 г.) из Афганистана было экспортировано 32 410 тонн (564 вагона) различных грузов. В частности, 3647 тонн сухофруктов, 24 317 тонн картофеля, 4249 тонн мандаринов и 197 тонн талька. Что касается экспорта в разрезе стран, то в Казахстан экспортировано 13 869 тонн, в Республику Узбекистан – 15 969 тонн, в Российскую Федерацию – 2572 тонны, что несомненно, служит практической поддержкой экономики Афганистана и ее развитию. В самое ближайшее время дочерняя компания «Согдиана Транс» планирует перевезти в Казахстан ещё 45 гружёных вагонов афганских предпринимателей и 99 вагонов в Узбекистан», — писали «Узбекские железные дороги» тогда же.