Эту беспрецедентную поездку из Молдовы в Узбекистан на автомобиле через пять стран и почти 5000 километров мы совершили летом 2016 года. Беспрецедентную потому, что вел машину один Владимир, ехали мы только вдвоем (далеко не самые молодые автотуристы), передвигались на одном автомобиле (обычно в такой долгий путь выезжают караваном), а дорога включала в себя и две тысячи километров по казахской пустыне.
Увы, сейчас такую поездку не предпримешь. И дело, конечно, не в казахской пустыне и даже не в нашем возрасте. А в той кровавой бойне, которую Россия организовала в соседней стране, напав на нее 24 февраля.
Ниже вы увидите выдержки из моих статей, написанных сразу после поездки (в скобках я даю сегодняшние пометки). Полностью их можно прочесть по приведенным здесь же ссылкам.
Молдова
Из Кишинева мы выехали в воскресенье 24 июля, почти в полчетвертого дня. Игнорируя желание навигатора повести нас в сторону Приднестровья, мы отправились на север Молдовы, в Атаки, город на берегу Днестра. Конечно, круг, но зато в Киеве тогда не было войны в отличие от востока страны (как неактуально это сейчас звучит).
В Атаках переустановили навигатор на Могилев-Подольский — это город с украинской стороны Днестра. Молдово-украинскую границу (фото записи) пересекли на одном дыхании — я из машины даже не выходила — паспорта показывал Владимир и штампы в них получал он же. Заново настроили навигатор — уже на Киев, проехав Могилев-Подольский.
Украина
После Могилева-Подольсконо мы познакомились с первым украинским сотрудником ДПС — встреча была не слишком приятной (а когда встречи с ними приятные?)
Потом мы ехали по дороге среднего качества до Житомира, вплоть до наступления ночи. После Винницы и Житомира (246 километров от молдово-украинской границы и какие теперь знакомые каждому человеку города!), от Кишинева нас уже отделяло почти 470 километров.
Места там очень красивые, лес по обеим сторонам, а с небес на лобовое стекло неожиданно падали птицы. Под Винницей увидели указатель на ставку Гитлера – он там бывал в 1942, 1943 годах, а еще там фашисты расстреляли, по некоторым данным, 14 тысяч строителей.
От Житомира на Киев — трасса великолепная, с защитными экранами. Единственный недостаток тогда – много не работающих мотелей. Стали появляться мысли о том, чтобы провести ночь в машине, но почти случайно мы натолкнулись на «Мотель-баню» (плюс там было еще и кафе), почти под самым Киевом, где мы и остановились (что сейчас от них осталось?)
Цены в Украине лета 2016 нас приятно удивили: несколько шикарно обставленных комнат в срубе с мини-бассейном, столовой и баней, душем, санузлом обошлись в 300 гривен ($12 USD) на 12 часов; чашка отличного Американо стоила 8 гривен ($0.32 USD). Доброжелательные, красивые люди, и хотя по-русски не все говорили, все было понятно. Заправили термос кофе и отправились утром дальше. От Житомира до Киева — 140 километров.
Выехав утром из “Мотеля-бани”, двигались очень медленно — думали, впереди авария – на дороге были заметны машины скорой помощи Но оказалось, что это крестный ход, сопровождаемый милицией, телевизионщиками и врачами. Перед въездом в город увидели небольшую группу с флагами УПА — Владимир даже разглядел плакат «Чемодан-Вокзал-Россия». Приятно удивило отсутствие плакатов с лицами Порошенко (тогдашнего президента Украины) и Кличко (мэра Киева).
Навигатор нас провел через центр Киева – по Крещатику и мимо стадиона «Динамо». Пересекая по мосту Днепр, увидели рыбаков, людей с удочками. Метро. Красивые парни, заезжающие к красивым трактирщицам на мотоциклах (это я опять о “Мотеле-бане”). Украинская столица и ее окрестности оставили самое доброе впечатление.
От Киева погнали к Глухову, небольшому городку на границе с Россией в Сумской области Украины — новые 304 километра. До Глухова все очень цивильно, хотя такой отличной дороги как на Киев больше не было. Зато на каждой остановке туалет, заправки встречались часто (95-й бензин на Украине был по 21-22 гривны ($0.85-0.9 USD) за литр — чем дальше от городов — тем дешевле), предусмотрены места отдыха. Вдоль дорог — бескрайние поля подсолнухов.
Перекусили в месте отдыха дальнобойщиков, на лесной полянке с колоритными деревянными столами, скамейками в народно-сказочном стиле, а через несколько часов — в придорожном кафе борщом с аутентичными украинскими пампушками и неизменным восьмигривенным кофе.
При закатывающемся солнце добрались до Глухова — старенькие низенькие дома, и еще запомнился атлет, бегающий по городу в одних мплавках-шортах ослепительно белого цвета. Навигатор в Глухове мы настроили на российский Курск и стали двигаться к таможенному пункту Катериновка (еще около 30 километров). Дорога там была отвратительная, как часто перед таможенными пунктами в бывшем Союзе (осталась ли хоть какая-то дорога сейчас?).
По приезду на границу при заходе солнца у нас стали искать патроны, оружие (теперь-то я отлично понимаю, почему) и проверили все книги.
PS. Сейчас бы я написала статьи о поездке по другому. Но решила ничего не менять — как было, так было, как я тогда думала, так тогда думала.
PPS. А здесь теперешнее видео из Бровар от депутата Алексея Гончаренко. Депутат сообщает, что под Броварами российские оккупанты уничтожают продуктовые склады, чтобы лишить мирных жителей продовольствия.