Мои родители были с Кашгарки. Правда, незадолго до землетрясения они развелись, я осталась с мамой и ее семья переехала на строявшийся тогда Чиланзар. Хотя первые воспоминания у меня не о Кашгарке, но о дворе на Кашгарке, о районе и о людях оттуда говорили у нас дома так много и часто, что для меня она стала самым популярным районом Ташкента. Увы, ее уже давно нет.
Название району, раскинувшемуся от левобережья канала Анхор до Алайского базара, дали Кашгарские ворота, а им, в свою очередь, селившиеся здесь в XVIII-XIX веках (или даже раньше) уйгуры из Кашгарии, западного Китая. По одним данным, они приезжали торговать и оставались, по другим, бежали из Китая, чтобы сохранить свою религию — ислам. Селились они на левом берегу Анхора, там, где сейчас расположены массивы Ц-4 и Ц-5.
Кашгарские ворота в городской стене располагались примерно на пересечении нынешних улиц Амира Темура и Ниязбекской, там, где стоит высотный жилой дом. Вход в ворота был не в стене, а сбоку в укрепленную башню, что в случае нападения облегчало оборону.
После присоединения Ташкента к России район Кашгарки заселялся семьями военнослужащих расположенной здесь войсковой части, а также торговцами и ремесленниками, обслуживающими их. И прочими небогатыми людьми, квартировавшими в многочисленных доходных домах (гостиницах) – те, кто побогаче, чиновники и интеллигенция, селились у Сквера и вдоль Пушкинской (ныне проспект Мустакиллик).
Во время второй мировой войны (или Великой Отечественной) Кашгарка приняла беженцев, в том числе и много еврейских семей, добавивших району особого колорита. Ходили легенды о хулиганах и бандитах Кашгарки. Хотя говорят, что криминала на Кашгарке было не больше, чем в других районах, но даже у нас в семье рассказывали о знакомых соседях-бандитах, которые жили по понятиям и обещали, что своих точно не тронут, а если надо, то и разберутся с позарившимися на соседей или их имущество (и разбирались!).
Очень популярной была песня о Кашгарке, слова к которой написал режиссер и писатель Джасур Исхаков. Ее под гитару пели в ресторанах и дворах. Приводим здесь слова песни в исполнении Бориса Тохтахунова (Бори Ташкентского) полностью. Автор слов — Джасур Исхаков, музыка Евгения Ширяева.
В первоначальном варианте, прозвучавшем в фильме «Останься» 1992 года в исполнении Рустама Сагдуллаева и актеров театра Горького, песня была более блатной с такими строчками, как: «Ах, Кашкарка, Кашгарка – темные дворы. Гуляли по Кашгарке урки, да воры!» и т.п.
Разрушили Кашгарку за несколько дней — сначала землетрясение 26 апреля 1966 (именно в этом районе располагался его эпицентр), а то, что осталось, снесли техникой. Многие жители района получили квартиры на застраившихся тогда Чиланзаре и Северо-Востоке столицы.
В эпицентре землетрясения в 1970 году был открыт монумент «Мужество» с прилегающим парком. Рядом — белые девятиэтажки, позади Дворца «Туркистон» — большая зеленая зона. О Кашгарке теперь напоминает лишь имя «Кашгар», которое в 1990 году присвоили массиву Ц-4.
А это еще одна песня про Кашгарку. На ролике указаны композитор Е.Заварзина, автор слов В.Ситников, а исполнителем Мансур Ташматов. Однако нигде информации об этой песне я больше не нашла, как и сведений о Е. Заварзиной и В.Ситникове. Если вам на этот счет что-то известно, делитесь под статьей.
Кашгарка, пожарка, 5-я школа, Анхор быстроногий бежит. Дворы отделяют семейные споры, В них жизнь непрерывно кипит.
А чем является ташкентская Кашгарка для вас?