Польская журналистка Агнешка Пикулицка (на фото), видимо, уже покинула Узбекистан, улетев из страны. Накануне она сообщила, что ей запретили въезд в страну, из-за чего она с 7 ноября «застряла на границе с Казахстаном». Пикулицка связывает это решение с ее журналисткой деятельностью.
Журналистка отправилась в Казахстан, чтобы выполнить требование о ежемесячном выезде с территории Узбекистана, поскольку она может оставаться в стране без визы в течение 30 дней. Она пересекла границу, а затем попыталась сразу въехать обратно, но пограничники отказали ей во въезде.
В результате Пикулицка застряла между двумя границами на морозе, поскольку не может поехать в Казахстан из-за ограничений, связанных с коронавирусом.
В МИДе Узбекистана «в качестве доброго жеста» сообщили, что могут отвезти ее в аэропорт Ташкента и купить билет в Турцию, заехав к ней домой, чтобы забрать вещи. Но она отказалась, потому что на сборы было бы всего 10 минут.
«Я приехала в Узбекистан более 3 лет назад в надежде, что изменения возможны. Я уезжаю с убеждением, что при нынешнем правительстве никаких системных изменений не произойдет», — написала она.
Пикулицка отметила, что посольство Польши до сих пор не получило никакой информации о том, почему Узбекистан решил запретить ей въезд.
«Поскольку я отклонила предложение, я все еще нахожусь на границе, в холоде, без еды и нормального места для сна. Я не совершала никаких преступлений, я только выполняла свою работу», — отметила Агнешка Пикулицка.
Она напомнила о давлении и попытках дискредитации, с которыми столкнулась ранее. В то же время она поблагодарила всех пограничников за их «доброту и понимание» и то, что они не дают ей замерзнуть.
В апреле МВД Узбекистана обвинило журналистку в необъективном освещении ситуации вокруг избитого блогера Миразиза Базарова и дискредитации правоохранительных органов. Пикулицка назвала это попыткой дискредитировать ее как журналиста и заявила о готовности судиться, если она действительно нарушила законодательство о СМИ.
В июне МИД решил не продлевать аккредитацию Агнешки Пикулицки из-за «имевших место случаев нарушения законодательства Узбекистана». Она назвала это «попыткой заставить ее замолчать» и «знаком, что в стране мало что изменилось».
Ранее Пикулицка была аккредитована в Узбекистане в качестве корреспондента Al Jazeera. Перед этим она заявляла о домогательствах со стороны сотрудника МИДа и давлении при попытке аккредитоваться.
Как узбекский МИД может издеваться над журналистами, автор этой статьи знает из собственного опыта. Несколько раз мне отказывали в аккредитации из-за не той, по мнению МИДа, прически, или неправильного, на их взгляд, образования. А то и вовсе предлагали иностранному изданию своего человека, который бы писал то, что министерству и властям угодно. К чести американских редакторов, они МИД с данным предложением послали («It’s up to us to decide who we want to see as our correspondent in Uzbekistan»).
А то и вовсе МИД попросил прокуратуру открыть против меня и еще нескольких журналистов уголовное дело просто за то, что мы писали не то, что им хотелось бы. Тогда я покинула страну на пять лет, но больше им этого не удастся. Я гражданка Узбекистана и пусть из страны уезжают те, кому это не по душе.
Что касается Агнешки Пикулицки, то, по сведениям близких к ней людей, она улетела. Ну что же, наверное, мне стоит возобновить свою деятельность для Eurasianet. Тем более я всегда была более жесткой, чем она.