Правозащитница Валентина Чупик прибыла в Ереван после семидневного нахождения в спецприемнике в московском аэропорту «Шереметьево».
Напомним, гражданку Узбекистана Чупик задержали 25 сентября в аэропорту «Шереметьево», куда она прилетела из Армении. Одновременно россияне лишили ее статуса беженца, собираясь депортировать в Узбекистан, и запретили ей въезд в страну до 2051 года.
Чупик не хотела возвращаться в Узбекистан, где 15 лет назад она подверглась пыткам после андижанских событий 2005 года, когда силовики расстреляли несколько десятков или, по неофициальным данным, сотен демонстрантов.
По словам ее помощника Александра Кима, тогда ее больше 30 часов продержали в подвале Службы национальной безопасности, заставляя стоять в центре комнаты вертикально, а при попытке опереться — били прикладом в живот. Периодически выводили на допросы и снова возвращали в подвал.
После этого Чупик переехала в Москву, где она возглавляет НКО «Тонг Жахони» («Утро мира»), оказывая бесплатную юридическую помощь мигрантам, столкнувшимся с давлением правоохранителей и другими проблемами.
Через несколько дней после задержания Чупик в «Шереметьево» к ней пришли сотрудники консульства Узбекистана и сфотографировали ее для документа. Дипломаты не предъявили правозащитнице никаких юридических оснований для преследования в Узбекистане.
Оказалось, что власти Узбекистана повели себя достойнее, чем российские по отношению к уже немолодой правозащитнице.
Очень скоро Чупик вручили новый загранпаспорт Узбекистана, чтобы она могла «свободно выехать в любую страну». После этого правозащитница вылетела в Ереван.
Также стало известно, что представители Чупик подали прошение об убежище в МИД Украины, а также посольство и консульство Украины в России.
Прошение об убежище в Украине также было подано от имени тяжелобольной матери Валентины. 27 сентября российские силовики пришли к 84-летней Любови Коденцовой, которая, как и ее дочь, является гражданской Узбекистана. Мать Чупик не может передвигаться самостоятельно, только на костылях или коляске с чужой помощью. Полицейские хотели составить на пожилую женщину протокол о проживании не по месту регистрации, но не стали ничего оформлять.
Европейский суд по правам человека 30 сентября запретил высылать Чупик, применив правило №39, по которому ее нельзя было депортировать, как минимум, до 17 октября.