«Не врать, не бояться, не улюлюкать, когда других пинают ногами, и не притворяться — это уже акт гражданского мужества», — российский писатель Дмитрий Глуховский произнес свою речь на вручении премии GQ в пятницу. Говорят, что к ней не были готовы ни зрители, ни ведущий Иван Ургант. А закончил ее писатель (уверена, читали хотя бы его «Метро 2033» или смотрели сериал «Топи», снятый по его сценарию) словами «Свободу политзаключенным!»
Ни в коем случае не сравнивая себя с Глуховским, хочу заметить, что недавно в Россотрудничестве, куда меня пригласили, видимо, по ошибке или незнанию местного журналистского сообщества, я закончила свое совсем коротенькое выступление (при этом мне ничего не вручали)) словами «Свободу Навальному!» В выступлении я также упомянула, что Алексей Навальный для меня не экстремист, а будущий президент России. И прочее в том же духе.
В моих словах, в отличие от речи Глуховского, не было скрытого смысла, подразумевающего умение слушателей понимать между строк. Так меня учили 25 лет назад мэтры московской журналистики, поясняя, что россияне уже разучились читать между строк и писать и говорить обо всем и всем надо в лоб (как я потом и поступала на протяжении нескольких десятков лет с американцами)).
Увы, прошло четверть века и Россия опять вернулась к межстрочности. Но я понимаю обтекаемость речи Глуховского — он говорил не в Ташкенте, а в Москве. И он по-любому молодец!