В Узбекистане хиджаб и другие культовые одеяния теперь официально разрешается носить в общественных местах, согласно новой редакции закона «О свободе совести и религиозных организациях».
Закон в новой редакции был подписан президентом Узбекистана 5 июля, а 6 июля опубликован в газете «Народное слово». Другими словами, со вторника документ вступил в силу.
Новой редакцией закона исключается запрет на появление в общественных местах в культовых одеяниях, упрощается порядок регистрации религиозных организаций, а предоставление религиозного образования вне религиозного учебного заведения признается незаконным.
Документ обеспечивает право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Кроме того, запрещается принудительное обращение в ту или иную религию.
Исходя из принципа верховенства закона в Узбекистане в законе указывается недопустимость вмешательства религии в политику и использования религии в политических целях.
Закон включил несколько важных нововведений и уточнения правоприменительной практики:
1. Упрощается порядок регистрации и прекращения деятельности религиозных организаций. В частности, вдвое сокращается количество граждан-инициаторов создания местных религиозных организаций, в том числе мечетей и культовых учреждений других конфессий, с установлением количества не менее 50 человек (ранее — 100 человек). Кроме того, отменяется требование о наличии 100 инициаторов для создания центрального органа управления религиозной организации и религиозных учебных заведений.
Внедряется оказание услуг, связанных с государственной регистрацией религиозной организации, полностью в электронной форме без человеческого фактора.
Значительно сокращается количество документов, представляемых в органы юстиции для регистрации, а срок их рассмотрения сокращается в три раза, то есть с трех месяцев до одного.
Определение в законе оснований для отказа в регистрации религиозной организации обеспечивает недопустимость отказа в регистрации по основаниям, не указанным в нем.
Одновременно предусматриваются такие гарантии, как приостановление и прекращение деятельности религиозной организации исключительно через суд, неправомочность на это регистрирующих и других государственных органов, освобождение религиозной организации от уплаты государственной пошлины при обращении в суд на действия должностных лиц, нарушающих законные интересы религиозной организации.
2. Официально признается профессиональный статус религиозного образования, гарантируется право граждан Узбекистана на светское образование, независимо от их отношения к религии. Предоставление религиозного образования вне религиозного учебного заведения признается в качестве незаконной деятельности.
3. Из-за отсутствия в действующих актах законодательства правового определения понятия «культовое одеяние» из законодательства исключается запрет на появление в общественных местах в культовых одеяниях. Вместе с тем, согласно иным действующим актам законодательства, требования к одежде работников государственных организаций и учреждений регулируются их внутренними актами.
4. Отменяется порядок получения согласия сходов граждан махалли, требуемый для создания религиозной организации. Тем самым инициаторы создания религиозной организации освобождаются от сбора лишних документов.
5. Однако остается актуальным вопрос проведения экспертизы печатной, аудио- и видеопродукции религиозного содержания. В законе установлен порядок изготовления, ввоза и распространения материалов религиозного содержания после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы.
Для предупреждения необъективного толкования и различного применения норм закона со стороны государственных органов даются определения терминам и понятиям, точно излагается их содержание.
В законе также закрепляется недопустимость принудительного насаждения гражданам религиозных взглядов.
«Узбекистан — многоконфессиональная страна. В нем проживают представители более 130 национальностей и народностей, относящихся к 16 конфессиям. Их сосуществование в мире, согласии и сотрудничестве служит процветанию нашей Родины и обеспечению мира в стране», — говорится в комментарии к закону.
Документом закрепляется, что государство является гарантом реализации прав граждан и обеспечения мира и согласия в обществе, создания условий для достойной жизни граждан.
Закон гарантирует сохранение и укрепление основанных на взаимной дружбе и согласии отношений между гражданами страны, исповедующими различные религии, уважение и соблюдение ценностей, обычаев и традиций, связанных с их религиозными убеждениями.