Все 53 тысячи учителей иностранных языков в школах Узбекистана в течение трех лет должны получить международный сертификат. Об этом говорилось на видеоселекторном совещании у президента в четверг.
Обучение на иностранных языках ведется в 25 вузах Узбекистана. В 2016 году было лишь 7 таких вузов. За последние 3 года в десять раз увеличилось число абитуриентов, получивших языковой сертификат международного уровня. Гранты на обучение в престижных зарубежных вузах по линии фонда «Эл-юрт умиди» в 2021 году получили 350 студентов, что в пять раз больше, чем в предыдущие годы, отмечалось на совещании.
Однако в системе обучения иностранным языкам не все гладко. Так, в системе образования имеется более 2 тысяч вакансий учителя иностранного языка. Качество обучения языкам в 1,4 тысячи школах оценено как крайне низкое. Только 4 процента учителей школ имеют национальные и международные языковые сертификаты. В городах Ханабаде и Кувасае, Зафарабадском, Миришкорском, Турткульском, Шерабадском и Узунском районах нет ни одного учителя с сертификатом. Тестирование на получение сертификата провалили 49 процентов учителей.
«Настало время создать в нашей стране новую систему обучения иностранным языкам, которая станет прочным фундаментом на будущее. Раз мы ставим перед собой цель построения конкурентоспособного государства, то отныне выпускники школ, лицеев, колледжей и вузов должны свободно владеть как минимум двумя иностранными языками. Это строгое требование должно стать главным критерием работы руководителя каждого учебного заведения», — сказал Шавкат Мирзиёев.
Отмечалось, что при Кабинете Министров будет создано Агентство популяризации изучения иностранных языков.
Агентство будет заниматься внедрением в систему образования зарекомендовавших свою эффективность методик, программ и учебников, организовывать обучение не менее 10 иностранных языков, исходя из потребности образовательных учреждений, отраслей и регионов.
В компетенцию агентства также будет входить задача разработки и внедрения для министерств, ведомств и других работодателей методик, которые позволят служащим осуществлять профессиональную деятельность на иностранных языках.
Одной из основных задач структуры станет создание методик профессионального перевода с узбекского языка на иностранные и с иностранных языков на узбекский.
Агентство также будет вести рейтинг владения иностранным языком, разрабатывать квалификационные требования и критерии оценки учителей иностранных языков и присваивать им квалификационные категории.
На совещании также отмечалось, что помимо ташкентских государственных университетов мировых языков и востоковедения, Самаркандского института иностранных языков, в каждом регионе будет определен один университет базовым для изучения иностранных языков.
Также было обещано стимулировать квалификацию учителей. Так, будет введена надбавка к заработной плате учителей, получивших международный сертификат с начальным и средним уровнем, — в размере 40 процентов, а тем, кто добился высокого уровня, — в размере 50 процентов.
Кроме того, учителям с высокими баллами будет возмещена стоимость прохождения теста для получения международного сертификата. Будет установлено требование, в соответствии с которым со следующего года на работу могут наниматься только учителя иностранных языков, имеющие национальный или международный сертификат.
Отмечалось, что в течение следующих трех лет все 53 тысячи учителей иностранных языков в школах должны получить международный сертификат. Поставлена задача заполнить вакантные места в школах квалифицированными специалистами.
В районах и городах были отобраны 207 школ, которые будут специализироваться на углубленном обучении иностранным языкам. Этим школам будет предоставлена свобода выбора книг иностранного производства, передовых учебных программ и методик, обучение будет вестись на иностранном языке.
Хокимиатам областей дано указание выделить каждому району и городу по 1 миллиарду сумов средств местного бюджета на повышение качества преподавания иностранных языков в школах.
Подчеркнута важность привлечения иностранных учителей — носителей языка в специализированные школы и профильные вузы, организации стажировки учителей иностранных языков за рубежом.
Для лучших школ, преподающих иностранные языки, будет определена президентская премия.
Конкурс будет проводиться на районном, городском, областном и республиканском уровнях. Школы, занявшие первое место на районном и городском уровнях, в качестве приза получат 100 миллионов сумов, победители областного этапа — 250 миллионов сумов, а лучшая школа страны — 500 миллионов сумов. Соответственно будут премированы и обладатели второго и третьего места по республике. Директора и учителя этих школ будут представлены к государственным наградам.
Также со следующего года возможно использование в школах учебников английского языка от издательства Кембриджского университета, с учетом итогов их апробации, которая пройдет в 200 школах. Аналогичная работа будет проведена в отношении учебников русского, немецкого, корейского, китайского и французского языков.
Каждому учителю иностранного языка будет выделено по 1 миллиону сумов из бюджета для приобретения ими новой литературы и пособий, которые позволят быть в курсе последних изменений в своей сфере.
На совещании говорилось и о владении иностранными языками в системе высшего образования. Отмечалось, что уровень владения иностранным языком у 78 процентов преподавателей вузов — неудовлетворительный.
С нового учебного года количество квот приема по изучению и преподаванию иностранных языков будет увеличено вдвое — до 16 тысяч, а государственный грант увеличится втрое.
Вместе с тем со следующего года для поступающих в магистратуру и докторантуру будет введено требование о наличии международного сертификата. В высших учебных заведениях поэтапно будет введено преподавание профильных предметов на иностранном языке. Будет внедрено свободное использование зарубежных учебников и пособий по естественным и техническим предметам.
В целях повышения научно-педагогического потенциала в этой сфере ежегодно 20 специалистов будут направляться за рубеж для обучения в докторантуре по линии фонда «Эл-юрт умиди».
Подчеркнута важность дальнейшего укрепления сотрудничества с такими зарубежными организациями, как Британский Совет, Гёте-Институт, Французский Альянс, KOIKA, JICA, Институт Конфуция, расширения сети негосударственных учебных центров.
Указано на необходимо стимулирования изучения языков в каждом министерстве, ведомстве, государственной компании и на крупных частных предприятиях. В них должен быть внедрен специальный день изучения иностранных языков и созданы необходимые для этого условия.
P.S. На картинке записи в ответе учительницы ошибка. Какая — попробуйте определить самостоятельно и поделитесь в комментариях.