Узбекский правозащитник Сурат Икрамов умер 3 мая. Об этом сообщила его коллега Елена Урлаева.
Я знала Сурата Хотамовича Икрамова лично. Поражали его мужество и спокойствие, а также желание понять даже тех, кто его и других преследовал.
Родом из Дагестана, по профессии инженер, с начала двухтысячных Икрамов возглавлял Инициативную группу независимых правозащитников Узбекистана. Он регулярно посещал судебные процессы, беседовал с потерпевшими и составлял отчеты, которые отправлял правительственным чиновникам, дипломатам, журналистам.
Большая часть работы Икрамова была сосредоточена на разоблачении жестокого обращения, предполагаемых фальсификаций доказательств и пыток задержанных, особенно тех, кого обвиняли в религиозном экстремизме.
В 2003 году Икрамова похитили, жестоко избили, поместили в мешок и бросили в канаву. Организация «Human Rights Watch» тогда заявила о своем подозрении, что инцидент мог быть «не просто преступным бандитизмом».
После того случая я спросила Икрамова, почему он не эмигрирует. Он ответил, а что ему делать в другой стране, там ему будет просто скучно. Все бы так боролись со скукой, как Икрамов.
Сурату Икрамову было 76 лет. Прощай, правозащитник!