Число учеников в Узбекистане сегодня значительно превышает проектные мощности школ, сообщил министр народного образования Узбекистана Шерзод Шерматов на заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса во вторник.
Министр назвал несколько причин переполненности школ Узбекистана и вынужденной организации учебы в две смены.
Первая причина — значительный рост численности населения по сравнению с другими странами СНГ. С 1991 года по 2020 год население Узбекистане выросло на 16 миллионов человек, тогда как в Таджикистане — на 4 миллиона, Азербайджане — 2,8 миллиона, Казахстане — 2,3 миллиона, Туркменистане — 2,2 миллиона, Кыргызстане — 2,1 миллиона.
Второй причиной глава ведомства определил переход на 9-летнее образование в период с 2010 по 2017 год. За это время было построено около 1500 колледжей и лицеев, а школам внимание не уделялось.
После возврата 11-летнего образования около 400 лицеев и колледжей были преобразованы в школы. Остальные на были превращены в школы, потому что не все они расположены в удобном для школьников месте, а также ставился вопрос о создании профессиональных школ, предпринимаются попытки развивать и высшее образование.
По словам Шерматова, за последние 10 лет из-за снижения загруженности и по другим причинам здания многих школ передавались другим ведомствам. Это произошло в период введения 9-летнего образования в школах и создания лицеев и колледжей.
Министерство сейчас работает над возвращением зданий бывших школ, которые перешли в ведение других ведомств.
«Но не все получается. Мы составили список из 16 школ в Ташкенте, которые перешли в систему какого-то министерства и ведомства, но их возвращение дается непросто», — сказал Шерматов.
На сегодняшний день число учащихся (6,24 миллиона) в стране значительно превышает проектные мощности школ (5,06 миллиона), озвучил министр цифры.
«По этой причине свыше 70% наших школ работают в две смены. Все просят обучение в одну смену. Это не так просто, для этого требуются огромные ресурсы. Если тенденция продолжится, то разница продолжит расти. То есть разница между числом учеников и мощностями школ к 2025 году может вырасти до 2 миллионов. А это значит, что школы могут оказаться в сложной ситуации с точки зрения вместимости», — заявил глава ведомства.
На реконструкцию и строительство 2615 школ в 2018—2020 годах было выделено в 3−4 раза больше средств, чем в 2016-м и в предыдущие годы. В 2021 году планируется отремонтировать 689 и построить 23 школы в рамках инвестиционной программы, сказал Шерматов.
«Вместе с тем, из-за роста численности населения и накопившихся за многие годы проблем существует 3007 школ, нуждающихся в ремонте (135 — строительство, 1177 — реконструкция, 1695 — капитальный ремонт). Если добавить к ним такие проблемы, как состояние спортзалов, столовых, печи-буржуйки, ограждение, то для решения этих проблем потребуется примерно 36,8 трлн сумов (3,5 млрд долларов). А сумма нашей инвестиционной программы на год составляет около 2 трлн сумов (около 200 млн долларов — yep.uz)», — заявил он.
В 2018—2020 годах в Узбекистане было построено 57,7 тысячи новых домов, а новых школ — всего 56, тогда как требуется еще 158 школ, напомнил Шерматов.
Глава ведомства обратился к депутатам с просьбой при утверждении государственного бюджета увеличить средства, выделяемые для реконструкции и строительства школ, в том числе на уровне местных бюджетов.
Министр напомнил, что постановлением президента от 6 ноября 2020 года (ПП-4884) предусмотрено обеспечение создания новых ученических мест соответственно строительству новых многоэтажных домов, возводимых на новых территориях и массивах. Застройщик при разработке генплана объекта должен учесть создание не менее 1,5 ученического места на каждую квартиру. Шерматов предложил включить эту норму в Градостроительный кодекс.
Например, на массиве Мотрит в Самарканде было построено очень много домов. Но для этих домов построена лишь 1 школа на 1680 мест. Необходимо построить там еще 4 школы. Но если министерство решит построить эти 4 школы, то вся «инвестка» уйдет туда, и выделить средства остальным школам в Самарканде будет невозможно.
Также ведется работа по привлечению спонсорских средств на ремонт и строительство школ, сказал Шерматов.