Шинный завод в Ангрене, построенный почти за 157 млн долларов, работает на 15% мощности. По делу ведется следствие.
История «Первого резинотехнического»
Завод по производству шин ООО Birinchi Rezinotexnika Zavodi («Первый резинотехнический завод»), расположенный в свободной индустриальной зоне «Ангрен», при СССР был крупнейшим производителем резинотехнической продукции в республике. Проектная мощность предприятия составляла 120 тысяч шин для легковых автомобилей и автоприцепов, 9 миллионов пар специальной резиновой обуви, 600 тысяч квадратных метров прорезиненной ткани и 1000 тонн товарной резины в год.
В декабре 2013 года «Узхимпром» объявил тендер по выбору генерального подрядчика на строительство шинного завода стартовой стоимостью 190 млн долларов. В августе того года тендер был признан несостоявшимся. В ноябре 2014 года «Узкимёсаноат» и Poly Technologies подписали контракт на строительство завода. В сентябре 2016 года строящийся объект посетил президент Шавкат Мирзиёев.
В итоге генеральными подрядчиками проекта выступили китайские Poly Technologies и Linglong, и завод был построен в августе 2018 года. В апреле 2019 года Кабинет министров определил «Биринчи резинотехника заводи» единым поставщиком сельскохозяйственных и автомобильных шин для государственных заказчиков.
В конце 2019 года сообщалось, что Узбекистан и «Татнефть» создают совместное предприятие, которое будет владеть «Первым резинотехническим заводом». Российская компания обещала вложить в развитие производства минимум 500 млн долларов.
Из Антикризисного фонда шинному заводу в 2020 году были выделены 40 млрд сумов (около 4 млн долларов) в виде ссуды на покрытие первостепенных расходов.
Кроме того, сейчас при импорте шин необходимо платить пошлину в 20%, но не менее 5 долларов за штуку.
Вопрос о заводе поднимает глава партии «Миллий тикланиш»
Вице-спикер Законодательной палаты, руководитель партии «Миллий тикланиш» Алишер Кадиров со ссылкой на отчет Счетной палаты за 2020 год ранее на этой неделе заявил, что шинный завод в Ангрене работает только на 15% мощности.
По его словам, на складах резинотехнического завода (выпускает шины под брендом Bars) остались непроданными около 100 тысяч шин из-за несоответствия качества. В то же время, компания UzAuto Motors за последние два года импортировала шин на 60 млн долларов.
Кадиров напомнил, что завод, построенный на средства китайского Эксимбанка в размере 156,4 млн долларов, должен был выпускать 3 млн шин в год и полностью покрыть импорт местного автопроизводителя.
«Проект был спланирован неправильно? Заем использован правильно? Добились ли ожидаемого результата от получения долга? На вопросы мы получили ответы в духе „…работы начаты, получаем сертификаты качества“. Но возникает другой вопрос: „Почему только сейчас?“», — задался вопросами вице-спикер, добавив, что такие случаи становятся «вредным бременем».
«Узкимёсаноат» объяснил падение мощностей шинного завода пандемией
Прокомментировав заявление Алишера Кадирова, компания «Узкимёсаноат» сообщила, что запущенный в 2019 году за счет иностранных кредитов шинный завод «оборудован самой современной техникой из Германии, Голландии, Италии, Японии и Китая» и способен выпускать 3 миллионов автомобильных шин, 200 тысяч сельскохозяйственных шин и 100 тысяч погонных метров конвейерной ленты в год.
По словам компании, освоение мощностей и обеспечение выпуска качественной продукции осуществляется поэтапно. С 2019 года по настоящее время на предприятии выпущено 704,1 тысяча автомобильных и 16,9 тысяч сельскохозяйственных шин, а также 72,9 тысяч погонных метров конвейерной ленты на общую сумму 266 млрд сумов.
Компания также не отрицает, что в 2020 году производственная мощность завода упала с 40% до 15%, в основном, из-за ограничений, введенных в период пандемии коронавируса. Импорт сырья и материалов, импортируемых из большинства зарубежных стран был ограничен, что вызвало перебои в производстве и снижение продаж выпускаемой продукции. Это, в свою очередь, привело к дефициту оборотных средств.
Кроме того, подписание соглашения с китайской компанией LingLong по оказанию технической поддержки для сертификации и омологации завода и продукции (усовершенствование завода, улучшение технических характеристик с целью соответствия товара стандартам) по стандартам корпорации General Motors было отсрочено.
Соглашение на четыре года, однако, в итоге было подписано в конце 2020 года. По договору завод будет производить шины под брендом Bars на основе требований по качеству BIQS, установленных GM, и будет поставлять для автомобилей UzAuto Motors.
При поддержке компании LingLong сегодня завершаются работы по выполнению этих требований. С сентября 2020 года до конца года ожидается выпуск 60 тысяч шин для автомобилей Damas. К 2023 году запланирована поставка компании UzAuto Motors 1,2 млн шин семи видов на общую сумму 37,4 млн долларов.
Также «Узкимёсаноат» сообщила, что в 2021 году ожидается производство 1,6 млн автомобильных и 30 тысяч сельскохозяйственных шин, 73,5 тысяч погонных метров конвейерной ленты, а также 47 видов другой продукции на общую сумму 538,6 млрд сумов. Это позволит увеличить производственную мощность до 40%.
По данным компании, поступили заказы от российского «АвтоВАЗ» на 10 тысяч и азербайджанской Giant Motors на 76 тысяч автомобильных шин. Экспорт продукции в этом году планируется на 581 тысячу долларов.
По делу шинного завода начато следствие
Первый заместитель председателя Счетной палаты Баходир Турабов на заседании фракции УзЛиДеП сообщил, что по делу шинного завода в Ангрене начаты следственные мероприятия.
Депутат же Дониёр Ганиев поднял вопрос о непродуманности проекта и неэффективной работе шинного завода, который, по его словам, имеет более 3 млн долларов задолженности по кредитным выплатам. Он обратился к представителям Счетной палаты с вопросами, «кто является инициатором проекта и будут ли ответственные лица отвечать перед законом?».
По словам Турабова, собранные материалы по поручению Администрации президента уже предоставлены в правоохранительные органы. В настоящее время ведется следствие, все претензии доведены до министерств и ведомств.
Кто управляет шинным заводом в Ангрене
Единственным учредителем «Первого резинотехнического завода» является «Узкимёсаноат», а руководителем — 62-летний Гуломжон Ибрагимов (1958 г. р.), который ранее работал председателем правления «Узкимёсаноат», заместителем премьер-министра, председателем правления «Узбекнефтегаз», хокимом Ташкентской области.