Как привить первокласснику любовь к чтению? Центральная детская библиотека им. А. П. Гайдара (Москва, Россия) предложила свой план по развитию читательского навыка у первоклассника. Инструкция рассчитана на 9 учебных месяцев.
Важно! Планом могут пользоваться не только родители первоклассников: для дошкольников и других младших школьников он тоже подойдет. Для начала нужно понять, на каком из этапов сейчас находится ребенок, и плавно переводить его на следующий уровень.
Сентябрь. Чтение вслух как психотерапия
На этом этапе чтение — ритуал, уютная привычка, время только для родителя и ребенка. Маленький человек находится в процессе адаптации к новым условиям, а приятный ритуал помогает снизить тревожность. С началом школы не стоит отказываться от привычного чтения вслух на ночь и переводить ребенка только на самостоятельное чтение даже в том случае, если он умеет читать и хорошо делает это сам.
Октябрь. Раздельное чтение, чтение по очереди с родителем
Самый старый и добрый способ заинтересовать книгами ребенка. Манипуляция во благо: открываете что-то очень увлекательное, и на самом интересном месте вздыхаете: «Что-то я устал, давай завтра дочитаем?» Или попробуйте договориться с ребенком читать по-справедливости: страничку я, страничку ты. Не факт, что поможет, и тогда переходите к следующему пункту.
Ноябрь. Чтение-соревнование на скорость
В школе всегда есть соревнование. В классе всегда будут дети, которые читают быстрее, больше, в оригинале. Кого-то соревновательный момент мотивирует. Но есть дети, которые отказываются соревноваться или испытывают отчаяние от подобного чтения на скорость. Что делать родителям — точно не платить за прочитанную страницу и не наказывать за непрочитанную, потому что это варварские несовременные способы.
Играйте и фантазируйте! Если ребенку за короткое время необходимо овладеть навыками, которые ему пока не близки, можно сделать это через игровую форму. Например, представить, что он геймер и проходит уровни игры. Вознаграждение за прохождение должно быть нематериальным — впечатление или удовольствие: аттракционы, интересная поездка, пикник. Всё, что ребенок хочет и любит.
Декабрь. Самостоятельное чтение
Детям сложно читать самостоятельно. Первое время договоритесь, что вы читаете вместе. Вы — свою книгу, ребенок — свою. Для начала 15–20 минут. Читайте, сидя рядом друг с другом.
Важно вписать это в существующий распорядок дня первоклассника как новый пункт. По возможности выбирайте для чтения одно и то же время дня или вечера. И дополняйте его атмосферой: плед, лампа, спокойно и хорошо вместе. Чем больше умиротворения приносит чтение, тем лучше. Этот ритуал — полноценная замена или отличное дополнение к чтению вслух на ночь.
Январь. Чтение на каникулах
Получите максимум удовольствия. Из чтения на каникулах сделайте событие. Можно поехать в библиотеку или книжный магазин, долго ходить между полок, выбирать, листать, купить специальную вместительную сумку, смешные закладки, блокнотики для цитат, впечатлений, рисунков. И, конечно, выбрать атмосферную новогоднюю историю — в это время в библиотеках и магазинах таких книг должно быть много.
Февраль. Чтение того, что неинтересно читать по школьной программе
Если по программе нужно прочитать унылое стихотворение или неинтересный рассказ, включите принцип «хоть что-то хорошее». Хоть что-то хорошее в этом есть? Фраза, слово, фамилия автора, шутка или диалог?
Этот принцип пригодится не только для чтения, а будет полезен и дальше — во время учебы в целом.
Март. Читать и писать
От чтения к письму, но не прямым путем. Предложите ребенку описать одним словом свой прошедший день и запишите это слово большими буквами. Старайтесь каждый день придумывать новые слова и не повторяться. Можете начать со слова «нормальный».
Апрель. Читательский дневник
Пусть ребенок ведет дневник, как ему хочется. Записывайте всё, что приходит в голову, и не бойтесь ошибок и нелепостей, играйте и вспоминайте смешные случаи. Пролили сок на книжку? Во время чтения прилетела странная птица? Всё это можно записать, пусть оно и не связано с прочитанным напрямую.
Май. Список чтения на лето
Девиз этого месяца — полная самостоятельность в выборе.
Предложите ребенку самому продумать и сформировать список книг к летним каникулам, оценить, какое количество он осилит, какие темы интересуют его больше всего, — и сходите вместе в библиотеку или магазин.
А вы как приучили или приучаете детей к чтению? Поделитесь секретами.