Гречка Узбекистану не светит (Законодательная палата проголосовала за статус «государства-наблюдателя» в ЕАЭС)

Гречка Узбекистану не светит
Гречка Узбекистану не светит

Законодательная палата парламента Узбекистана проголосовала во вторник за статус «государства-наблюдателя» в Евразийском Экономическом Союзе (ЕАЭС).

На заседании рассмотрели разные формы взаимодействия с этой международной организацией региональной экономической интеграции, в том числе вступление в Союз в качестве полноправного члена или обретение статуса наблюдателя, а также то, что является неприемлемым.

Внимание, по словам представителей палаты, было уделено влиянию сотрудничества на национальную экономику, приоритетные направления ее развития в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Рассмотрены как положительные, так и отрицательные стороны.

Также проанализированы результаты социального опроса среди граждан и бизнес-сообщества, мнения и позиции ученых, экспертов, специалистов.

Взаимодействие Узбекистана с ЕАЭС послужит росту внешнеторгового оборота, усилению конкурентоспособности отраслей экономики и укреплению защиты прав наших соотечественников, осуществляющих трудовую деятельность в зарубежных государствах. В результате такого сотрудничества появится возможность экспорта продукции с добавленной стоимостью на 1,6 млрд. долларов США, снизятся расходы на железнодорожные перевозки на 220 миллионов долларов и на 15-20 процентов увеличатся доходы трудовых мигрантов, сообщила палата.

За счет упрощения таможенных процедур в сельском хозяйстве возрастут объемы поставки из Узбекистана в страны-члены Союза плодоовощной продукции. Также будут упрощены процедуры по международным перевозкам, обеспечено свободное передвижение пассажиров, грузов и транспортных средств.

«Сотрудничество с ЕАЭС имеет важное значение в развитии последующих внешнеторговых связей нашей страны. Так, расширятся возможности и будут упрощены соответствующие процедуры в сфере туризма, международных грузо- и пассажироперевозках, сказала депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Зулайхо Акромова. Однако для сотрудничества необходимо создание соответствующей инфраструктуры и приведение национального законодательства в соответствие принятым в рамках Союза стандартам. В частности, следует кардинально пересмотреть инфраструктуру таможенных постов».

Вместе с тем, взаимодействие нашей страны с данной организацией приведет к снижению производства в некоторых отраслях страны, частичной потере рабочих мест, снижению инвестиционной активности и темпов модернизации экономики.

«Установление сотрудничества с данной международной организацией позволит нашим гражданам покупать по приемлемой цене качественные товары за счет экономической конкуренции на региональном рынке, — сказал депутат Уктамжон Исломов. — Но также есть риск того, что развивающиеся производственные и сервисные сегменты уступят место предприятиям государств-членов Союза».

По прогнозам сотрудничество может оказать влияние на внешнеторговый и платежный баланс Узбекистана, а также на стабильность национальной валюты.

По итогам обсуждений одобрено заключение рабочей группы, большинство — 86 из 132 проголосовали за получение Республики Узбекистан в Евразийском экономическом союзе статуса «государства-наблюдателя».

Постановление нижней палаты парламента будет направлено в Сенат Олий Мажлиса и Кабинет Министров.

Государствами-членами ЕАЭС являются пять из 15 бывших советских республик — Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Статус государства-наблюдателя в организации имеет Молдова.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

В качестве государства-наблюдателя при ЕАЭС Узбекистан (а вернее его представители) смогут присутствовать по приглашению на заседаниях органов ЕАЭС без права участия в принятии решений и получать принимаемые органами Союза документы, не носящие конфиденциальный характер.

Вместе с тем, государство, имеющее статус наблюдателя, обязано воздерживаться от любых действий, способных нанести ущерб интересам ЕАЭС и стран-участниц.

На фоне пандемии коронавируса (плюс, по прогнозам метеорологов и международных организаций, в этом году ожидаются пожары, потоп, неурожай и нашествие саранчи), ЕАЭС с 12 апреля ввел запрет на экспорт ряда продуктов из стран-участниц.

В число этих продуктов вошли гречка, рожь, рис (за исключением риса из Казахстана), просо, крупа и мука грубого помола, гранулы из зерна злаков, соевые бобы, семена подсолнечника, репчатый лук, чеснок, репа.

Предполагается, что запрет на экспорт этих товаров будет действовать по 30 июня включительно.

Запрет не распространяется на товары, вывозимые с таможенной территории ЕАЭС для оказания международной гуманитарной помощи иностранным государствам, гражданами для личного пользования, в качестве припасов, а также для обеспечения деятельности сооружений и установок, в отношении которых государства — члены союза обладают исключительной юрисдикцией.

Выходит, что ждать поступления гречки Узбекистану теперь следует только в виде гумпомощи.

Голосование за статус наблюдателя в ЕАЭС проходило в Узбекистане на фоне новых нападок на русский язык.

Do'stlaringizga ayting! Расскажи друзьям! Tell your friends!
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии