Судьба ташкентского театра «Ильхом» по-прежнему неясна, такой вывод можно сделать из произнесенного на пресс-конференции в помещении театра в среду.
«У вас и у нас много вопросов, — заявил в самом ее начале художественный руководитель театра Борис Гафуров. — Как будет проходить реконструкция? Хватит ли у СП средств, чтобы ее завершить?»
Что пока понятно — театр на время выселяют, но и это до конца неизвестно: на встрече с журналистами, блогерами и заинтересованной общественностью прозвучали предложения подарить помещение «Ильхому», и представитель министерства культуры, также оказавшаяся за столом на импровизированной сцене, не сказала ему «нет» (впрочем, «да» она тоже не могла произнести). До апреля коллектив из 80 человек должен покинуть помещение и, возможно, сможет вернуться на прежнее место через полтора-два года (никакие документы, гарантирующие возврат еще не подписаны).
Не понятно, что будут делать со зданием, в котором находится театр — реконструировать или сносить. На вопрос сайта yep.uz один из учредителей компании «Ofelos Plaza» (этой фирме теперь принадлежит сооружение), Ольга Шаврина подтвердила, что «реконструировать» (употребив до этого глагол «строить»). Одновременно Шаврина сообщила, что вместо ныне трехэтажного строения появится шестиэтажный бизнес-центр (по-существу, такая стройка требует полного сноса и закладки нового фундамента — МК).
Не все ясно с теми, кто велел реконструировать или сносить здание — в официальном письме, отправленном 7 февраля директору «Ильхома» вторым и главным учредителем «Ofelos Plaza» Нематулло Хайдаровым сказано, что хокимият (мэрия) Шайхонтахурского района столицы потребовал «начать полную реконструкцию здания, так как здание внешне в неприглядном состоянии находится в центре города и своим видом портит общий облик столицы».
Выплыл некий анализ, выполненный по просьбе «Ofelos Plaza» научно-проектным центром «Сейсмическое строительство», в соответствии с котороым здание якобы не подлежит дальнейшей эксплуатации, потому как второй и третий этажи после пожара находятся в ветхом состоянии, а плиты перекрытия подвального и первого этажей в количестве четырех штук находятся в аварийном состоянии. Театр «Ильхом» занимает 1800 кв.метров на первом этаже и в подвале этого здания.
На пресс-конференции было неожиданно заявлено, что Шайхонтахурский хокимият никаких требований к зданию не выставлял. Проекта реконструкции тоже еще нет. Дальше еще интереснее.
Гостиница «Шодлик» уже не собственник только той части здания, где располагается театр. Лишь часть с театром была продана «Ofelos Plaza». Yep.uz спросил художественного руководителя театра Бориса Гафурова, предложили ли театру перед этим выкупить свою часть здания, на что последовал отрицательный ответ. О покупке, сделанной «Ofelos Plaza», «Ильхом» тоже не известили.
Ну и совсем не понятно, что за фирма неожиданно стала собственником помещений «Ильхома». Да, в интернете можно найти учредительные документы этого совместного предприятия, согласно которым компания была зарегистрирована 3 декабря 2019 года, это малое предприятие с уставным фондом в 1 млрд. сум (около 105 тысяч долларов США) и направлением деятельности «Аренда и управление нежилыми помещениями». Учредителями общества с ограниченной или дополнительной ответственностью являются Нематулло Ибрагимджанович Хайдаров (75 процентов) и Ольга Николаевна Шарвина (25 процентов), руководителем — Альберт Михайлович Арадовский.
На встрече Ольга Николаевана сказала мне, что на самом деле она Шаврина. Сайт yep.uz задал вопрос и о других руководителях компании, попросив подтвердить или опровергнуть добытую в интернете информацию, на что, вместо ответа, был перенаправлен к юристам компании.
Нематулло Хайдаров (совпадают имя и фамилия с учредителем фирмы) возглавлял Юнусабадский РУВД города Ташкента в марте-апреле 2017 года. Абсолютный тезка (совпадает имя, отчество, фамилия) Альберта Михайловича Арадовского указан на российских сайтах как человек, кому паспорт гражданина Российской Федерации был выдан УВД Липецкой области в нарушение установленного порядка.
Указанная ссылка через некоторое время после публикации статьи перестала работать, потом опять заработала (как и ряд других, связанных с нарушением выдачи паспорта). На всякий случай добавлю, что у меня ссылок много, все я здесь выкладывать не буду. Есть и сканы страниц.
Приношу извинения учредителям, если это не они. Для избежания ошибки Шавриной просто надо было ответить на заданные вопросы.
Вообще, на встрече Шаврина говорила очень неуверенно, почти заикаясь и при каждом удобном и неудобном случае, вместо ответов, отсылая к юристам компании или ссылаясь на коммерческую тайну.
Помещение театра было выделено его ныне покойному основателю Марку Вайлю государством в далеком 1976 году, но приватизировали и становились хозяевами здания компании и люди, не связанные с театром, например, среди них было даже «Чимкент-пиво». Периодически помещение у театра пытались отобрать.
«Для команды театра сегодня очень важно получить правовые документы и юридически закреплённые обещания по поводу решения вопроса о признании театра культурным достоянием Узбекистана, защищённом от спонтанных решений владельцев зданий и финансовых потоков бизнес-структур, — официально заявил коллектив театра после пресс-конференции. — «Ильхом» давно заслужил право иметь свой дом, который является на протяжении более 40 лет центром притяжения для реализации творческих проектов молодежи. Мы обладаем высоким потенциалом, чтобы стать (а по сути уже таковым и являемся) Международным театральным центром».
Театр также рассчитывает на помощь дочери Президента Узбекистана Шавката Мирзиеева, Саиды Мирзиеевой, поддержавшей театр в сети.
Однако «вопросы по поводу существования театра на прежнем месте в связи с реконструкцией здания остаются открытыми», сказали сотрудники «Ильхома».