Балетмейстер Андрис Лиепа останется в Ташкенте «навсегда» (или пока интересно), ответил он на вопрос сайта yep.uz в субботу. Встреча со знаменитым советским и российским артистом балета, режиссером, продюсером и балетмейстером, который с января в столице Узбекистана возглавляет балетную труппу Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои проходила в конференц-зале епархиального управления Ташкентской и Узбекистанской епархии.
На встречу приглашал иеромонах Михаил Столяров через свою страницу в Facebook и канал в Telegram. Помимо самого Лиепы и отца Михаила, в зал пришел и митрополит Среднеазиатский Викентий, который сообщил, что он рад встрече с Лиепой и рад тому, что балетмейстер теперь является прихожанином Ташкентской и Узбекистанской епархии.
Одетый во все черное с неизменным красным шарфом Андрис Лиепа много говорил о своих связях с церковью. Имя ему дали не только в честь прадеда Андрея Лиепы, но и апостола Андрея Первозванного. Родившийся в январе 1962 года, Андрис провел первые годы жизни в столице Латвии Риге, где бабушка окрестила его в лютеранской церкви. Однако до 30 лет, как он сам говорит, оставался невоцерковленным.Yep.Uz|MKozlova
В православие Лиепа пришел в сознательном возрасте после возвращения из Америки, когда ему было уже за 30 – одна из женщин, работавших в Петербургском Мариинском театре, поставила ему в гримерную иконку Ксении Петербургской. Позже в одном из соборов северной российской столицы он прошел таинство миропомазания и перешел в православие. Свою дочку он назвал Ксенией.

Лиепа сообщил, что он «паломничает» — уже побывал в монастырях Афона, одного из главных святых мест для православных.
В субботу балетмейстер успел сходить на службу в церковь, попросить благословения на встречу с ташкентской интеллигенцией. Ранее он даже советовался со священниками о работе в ташкентском театре.
Что касается отца Михаила, то с ним знаменитый балетмейстер познакомился сразу после приезда в столицу Узбекистана. Иеромонах благодарен Лиепе за визиты в церковь, за то, что он доверил епархии свою духовную жизнь.
Народный артист России приехал в Ташкент на постоянную работу 15 января этого года. В столице на сцене Большого театра (ГАБТа имени А. Навои) он уже поставил «Жар-Птицу», «Шахерезаду», «Баядерку».

Лиепа пообещал сюрприз к 90-му, юбилейному сезону ГАБТа: он хочет переделать «Лебединое озеро», сделать для него новые декорации и костюмы. Кроме того, возможно, появится балет на тему узбекской музыки.
На встрече зашел разговор о гастролях – в конце августа на сцене ГАБТа выступит «Астана-Балет». Участников интересовало, когда же будет гастролировать балетная труппа, возглавляемая Лиепой.
Чтобы ехать на гастроли, нужно не только хорошо танцевать, но и еще иметь отличные декорации, костюмы, а этого пока нет, — сказал знаменитый балетмейстер. — С такими декорациями, костюмами на гастроли не поедешь.
Лиепа удивляется и восхищается, что все приходящие на его спектакли зрители бурно аплодируют несмотря на эти огрехи (декорации и костюмы).

Балетмейстера попросили рассказать о том, насколько технические возможности ГАБТа соответствуют современным требованиям после реставрации.
Театр отреставрировали, что-то улучшили, что-то ухудшили. «Хотели как лучше, а получилось как всегда» (процитировал он ныне покойного российского государственного деятеля Виктора Черномырдина — МК). С каждой стороны уменьшили стены на полтора метра, чтобы их выровнять – стало сложнее делать технические элементы. Но сцена хорошая.
В театре есть проблемы со светом, в Москве свет лучше. Свет надо менять каждые два года, добавил балетмейстер.
Однако сам театр хороший, потому что был построен очень хорошим архитектором.
ГАБТ имени А. Навои был построен в сороковых годах прошлого века по проекту знаменитого академика Алексея Щусева, одним из самых известных произведений которого является Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве.
В Москве Лиепа жил в квартире в переулке Брюсова (улица Неждановой) в доме, также построенном архитектором Щусевым.

В отношении его приглашения возглавить балетную труппу театра он сообщил, что если раньше в Узбекистане в основном полагались на местных специалистов, то теперь ситуация кардинальным образом изменилась.
Уровень балета в последние годы в стране сильно упал, на что, в том числе повлиял и ремонт театра, продолжавшийся шесть лет. За эти годы все среднее поколение артистов, по словам Лиепы, уехало в Москву, Санкт-Петербург и другие города, потому что век артиста балета очень недолог, а травма может сделать его еще короче.
Лиепу спросили, отличается ли техника ташкентских исполнителей. По его мнению, нет, потому что многие узбекские артисты и балетмейстеры учились в Москве, например, Бернара Кариева, которую он считает одним из лучших руководителей ГАБТа.
Несколько раз за встречу Лиепа подчеркивал, насколько тяжел труд артиста балета и что им необходимо ежедневно работать по восемь-десять часов. Потому Лиепа еще и не ездил в другие города Узбекистана и даже в горы не ездил — жалко тратить день и не репетировать.
Вместе с тем не все в театре выкладываются на все сто. Я спросила звезду, почему он не увольняет тех, кто плохо старается – ему их жаль или их не разрешают уволить?

Ответ был неожиданным: мало артистов – в балетной труппе должно быть около 70 человек, а когда он пришел в театр было всего 38, сейчас добрали вчерашних учеников и артистов стало более 50. Большинству из них 19-23 года, хотя есть несколько артистов, которые уже проработали по 30 лет.
Вдобавок у артистов ташкентского балета очень маленькая зарплата. Лиепа рассказал, что один артист часто приходил на репетиции невыспавшимся, вялым, а потом выяснилось, что у этого артиста семья и по ночам, чтобы ее содержать, он подрабатывал таксистом. Этот артист сейчас в Корее.
Мы вырастим артиста, а потом он уедет в Нур-Султан (бывшую Астану, столицу соседнего Казахстана),
предупредил Лиепа.

Мариинский театр в Санкт-Петербурге существует на дотации и гранты президента России.
Чтобы найти деньги, они уже обращались к Алишеру Усманову, российскому миллиардеру и меценату узбекского происхождения. Чем это обращение закончилось, Лиепа не сообщил. Проблема в том, что помощь театру как в России, так и в Узбекистане не дает предпринимателям налоговых льгот (в отличие от США).
В Ташкенте Андрис Лиепа снимает трехкомнатную квартиру на улице Чимкентской (это недалеко от ЦУМа и от самого ГАБТа).
Участники встречи задали балетмейстеру вопрос о жене, а именно как она относится к переезду в Ташкент, на что Лиепа резонно заметил, что никак не относится, поскольку с артисткой балета Мариинского театра Екатериной Катковской (поцеловал в «Жар-Птице» и должен был жениться, пошутил Лиепа) они уже развелись. На что участники мероприятия тут же пообещали найти ему пару. Участники встречи также сообщили артисту, что он в прекрасной форме и отлично выглядит, и больше 45 ему никто не даст (Лиепе сейчас 57 лет).

Но если отговаривать от поездки в Ташкент балетмейстера было некому, то многие его друзья искренне о нем беспокоились.
Меня спрашивают, на каком языке вы там разговариваете, отвечаю — на русском. «Что вы там едите?» «Еды больше, чем у вас.»
Любимое блюдо Андриса Лиепы в Ташкенте – самса (сначала он не понимал, что в ней особенного — пирожок с мясом и все, но попробовав три больших самсы, приготовленных мамой балерины Мадины Юсуповой, он кардинально поменял свое мнение, потому что было очень вкусно). А еще ему очень нравится как здесь готовят мясо — плов, шашлык, бараньи ребрышки. Главное – не располнеть, поделился с нами мастер.
Одна из участниц встречи предложила Лиепе пригласить выступить в Ташкенте артистку Мариинского театра Ренату Шакирову, родившуюся в Ташкенте. Он пообещал послать приглашение, но уверенности в том, что Шакирова ответит положительно, нет. Вместе с тем в Ташкенте в этом году уже выступали такие артисты российского балета как Анна Никулина и Денис Родькин.

Маленькая участница встречи попросила балетмейстера показать нательный крестик – Лиепа показал, а еще он носит мощи Николая Чудотворца и иконки.
На встрече Лиепа продемонстрировал два фильма. Один, подготовленный к его пятидесятилетию, представлял собою отрывки из разных партий, которые в разные годы исполнял Андрис Лиепа, — отрывки из балетов «Корсар», «Петрушка», «Иван Грозный», «Короткое дыхание любви», «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро». Показал он и фильм-балет «Жар-Птица», снятый в начале девяностых годов прошлого века. На встрече Лиепа сам комментировал фильмы и пересказывал их содержание.
Впервые упомянул о своем решении поехать в Ташкент Андрис еще в восьмидесятых, тогда просто наобум: несколько лет после окончания училища, несмотря на победы в международных конкурсах, в театре ему не давали сольных партий, он четыре года танцевал в кордебалете. Отцу Марису Лиепе он тогда сказал, что уедет куда-нибудь, например, в Ташкент. Отец его отговорил.
На мой вопрос о том, как долго он планирует продолжать работу в Ташкенте, насколько он приехал, Андрис Лиепа ответил:
Навсегда. Буду работать пока интересно. Никаких рамок я себе не поставил.
А еще он добавил, что уже находится в таком возрасте и таком положении, что уже может не делать того, чего он не хочет.
Если бы я не захотел здесь работать, я бы нашел 1500 причин, чтобы отказаться. Мне пока все нравится.

Народный артист России, гражданин России и Латвии Андрис Лиепа – сын знаменитого советского танцора Мариса Лиепы и драматической актрисы Маргариты Жигуновой, брат российской балерины Илзе Лиепы.
Андрис Лиепа был солистом балета Большого театра в Москве, Санкт-Петербургского театра оперы и балета, танцевал в Нью-Йорк Сити Балет и Американском Театре Балета. Является лауреатом многих конкурсов, включая Московский международный конкурс артистов балета, Международный конкурс в Джексоне, США.
А как часто вы ходите в ГАБТ имени Алишера Навои в Ташкенте на спектакли Андриса Лиепы?
Выбрали? Намного больше вариантов выгодного сотрудничества с моим сайтом по ссылке здесь или сразу звоните на +998946524576 или пишите kozlovayepuz@gmail.com.