Выставка музея искусств имени Игоря Савицкого проходит в Ташкенте, и мы там сегодня были.
Музей, располагающийся в столице автономной Каракалпакской республики Нукусе — явление уникальное. Его коллекция — второе по значимости и численности собрание произведений русского авангарда, а также лучшее художественное собрание Азиатского региона. В коллекции работы Евгения Лысенко, Александра Волкова, Михаила Курзина, Алексея Исупова, Роберта Фалька, Николая Карахана, Урала Тансыкбаева, Виктора Уфимцева.
126 картин из музея привезли в Ташкент, где они будут выставлены в Галерее изобразительного искусства Национального банка Узбекистана до 18 февраля.
Я была в музее Савицкого в Нукусе, но хотела показать картины Владимиру. Работы – шедевры, но остальное…
При входе в галерею нас заставили снять пальто, что нормально (хотя в залах были посетители и в верхней одежде). Билеты недорогие – по 2 тысячи. Для тех, кто читает на английском, прейскурант значительно выше: англоязычные граждане должны заплатить по 24 тысячи сум за вход (эту цифру указываю по памяти, но разница точно в 10 раз или больше). Такая дискриминация по языку несправедлива, однако в отношении бедного музея я бы поняла. Выставка же проходит в Галерее НБУ – финансистам скупердяйничать некрасиво.
За фотографирование в залах потребовали еще 10 тысяч — я отказалась, а потому вместо фотографий работ — черный квадрат (хотя Малевича там точно не было). Приглашенным на открытие выставки, как и в Нукусе фотографировать разрешалось бесплатно (некоторые сегодняшние посетители исподтишка делали селфи).
Залы и освещение плохо подходят для картин (уж лучше бы в этом огромном здании устроили ресторан). Вся обстановка, включая «бохатую» свисающую с потолка и подавляющую собой все вокруг хрустальную люстру (или под хрусталь?), куда уместнее смотрелась бы в точке общепита для умеренно обеспеченных едоков.
Хотела изложить претензии в книге отзывов – она лежала на столе в зале, но ни ручки, ни карандаша к ней не прилагалось. Так что, пусть мое мнение организаторы читают здесь.
Запрет на фотографирование создает трудности для обмена впечатлениями о выставке – невозможно запомнить всех представленных художников и их биографии, а фотографировать информационные тексты на стенах также нельзя. Спросила про буклет – пусть платный – его не оказалось, кассирша сообщила, что буклеты кончились.
Знаменитый «Бык» Лысенко, символ музея и выставки, поместили за импровизированный барьер. Наверное, правильно. По крайней мере, выделили композиционно.
На выходе встретили самого знаменитого фотографа Узбекистана – ее фотоаппарат был спрятан глубоко в сумке.
Итог: картины – отличные, но за организацию выставки – двойка с плюсом (плюс за сиденья в залах).
В зале галереи на первом этаже проходит персональная выставка современного художника Максима Варданяна – посетителей там почти не было. Информацию на стене о художнике можно уместить в три слова – букеты, вазы, натюрморт. Все остальное, как заметил Владимир, вода. Интересно, кто пишет тексты для галереи – такое впечатление, что не только бесплатно, но и против своей воли. Сами картины 57-летнего художника мне напомнили ковры, но об этом, как и обо всем остальном, в информационном листке нет ни слова.
В качестве бонуса – ссылки на две картины с выставки:
«Восточное кафе» Алексея Исупова
А вы побывали на выставке картин из музея Савицкого в Ташкенте? Поделитесь впечатлениями.