В Норвегии я была дважды – в последний раз в Осло, первый свой визит в основном провела в Лиллехаммере, том самом, где в 1994 году прошли Олимпийские игры. Оба раза я была в конце нулевых, то есть примерно через пятнадцать лет после закрытия игр, но к трамплинам мы, разумеется, съездили, приобщившись к сооружениям большого спорта.
В стране викингов меня поразило несколько вещей (кроме незабываемой северной природы, конечно).
Прежде всего, дороговизна. В Норвегии дороже, чем в Великобритании и намного дороже, чем в США. Одна тарелка второго и бутылка минеральной воды в кафе среднего диапазона цен в Осло мне обошлись приблизительно в 50 долларов. К спиртному там лучше не притрагиваться – оно стоит столько, что жители часто предпочитают съездить за границу и там хорошо напиться, чем покупать бутылки с алкоголем в своей стране.
В Норвегии дорогое жилье. Один местный журналист средне-пожилого возраста сообщил мне, что они с подругой живут в вагончике, потому что ничего иного позволить себе не могут. Средняя зарплата в стране около 4500 долларов.
После возвращения в Ташкент, тогдашний американский посол, разговорившись, поделился, как будучи молодым консулом, он работал в Осло и до сих пор не может забыть об их запредельных ценах.
Страна с населением всего в пять с небольшим миллионов человек, богатая нефтью, газом, лососем, наверное, может это позволить.Yep.Uz|MKozlova
Но не все так просто. Держа в уме ташкентские цены, я там, однако, купила очень крутой фотоаппарат (потому что у нас дороже), а уж в обувных магазинах просто оттягивалась, никогда не ограничиваясь одной или двумя парами. За те деньги, за которые в бутиках в Осло и Лиллехаммере мне отдавали итальянские босоножки, туфли и ботинки, в Узбекистане разве что на «Ипподроме» (крупнейший вещевой рынок Ташкента) китайский неликвид приобретешь.
Питание в Норвегии, конечно, обходится дорого.
Продавцы там разные. В бельевом магазине в Лиллехаммере женщина давно уже пенсионного возраста пыталась выудить из памяти все возможные языки, которые когда-то слышала, чтобы я только не ушла без покупки. Зато те, кто торгуют фототехникой в Осло, молодые девушки и ребята, почти демонстрировали свое пренебрежение, особенно когда я попыталась заплатить долларами, опаздывая в аэропорт. Наверное, правильно с точки зрения маркетинга, технику я все равно у них купила, предварительно сбегав в банк.
В ходу в стране только норвежские кроны. Если у вас с собой наличные, придется идти в банк и менять. Банк – еще одно удивительное место, не в смысле, как там круто, а как там могут недодать причитающееся. После первого обмена я задержалась у окошка, пытаясь разобраться с выданной мне суммой, и неожиданно услышала от кассира: «Что, не хватает?» В ответ я что-то промямлила, и тогда женщина в окошке досыпала мне еще монет.
На английском языке там говорят неплохо, но некоторые местные жители не хотят на нем разговаривать из принципа. Все-таки лучше выучить самые ходовые фразы и цифры из разговорника, хотя бы «Тюссен так» («Большое спасибо»).
Другое, что меня поразило, – своеобразная реклама на улицах и в магазинах, кафе, особенно в Осло. Своеобразная в том смысле, что это красивые кадры из кино для взрослых, будем считать, что это просто эротика. Причем они преследуют тебя повсеместно. Видимо, суровому краю нужно погорячее. Для меня, приехавшей из страны с преимущественно мусульманским населением, конечно, выглядело странным. Однако я там видела много пакистанцев, работавших уборщиками в кафе и магазинах. Наверное, они уже привыкли к такой рекламе.
А еще в Норвегии процветает доверие к людям, граничащее с безрассудством. Шофер такси бесплатно везет, просто увидев клочок бумаги с каким-то штампом (и не боится, что его подделали). На пароход в Осло сажают группу, когда еще никто никого не знает, и без проверки документов. Были еще примеры, я даже тогда заметила, что просто так все это пройти не может и обязательно закончится нехорошим. Очень жаль, что слова мои оказались пророческими, когда через несколько лет, 22 июля 2011 года, протестантский фундаменталист Андерс Брейвик в одиночку (!) совершил два террористических акта, в результате которых погибли 77 человек и еще 151 были ранены.
То, что в Норвегии практически нет заборов, мне, однако, очень понравилось. Можно запросто гулять в королевском парке (страна – конституционная монархия), там только периодически проезжает конная полиция.
И, конечно, природа Норвегии с ее фьордами, морем, речками, горами и долинами, густо покрытыми лесом, Когда я там была в июне, я даже застала белые ночи.
Норвегия – рай для гурманов: лососина (которой там как селедки), оленина, медвежатина. Где бы я еще это поела.
А еще мне нравится, как в Норвегии все негативнее и негативнее относятся к вырубке леса. Срубленное дерево там падает на землю тогда, когда на смену ему подрастает новое. Вот бы Узбекистану этому поучиться.
Лид: Одна из главных улиц Лиллехаммера
А вы бывали в Норвегии? Какой вы ее увидели? Или вы там живете?