Интервью с послом Словакии в Узбекистане Яном Бори (окончание)

Посол Словакии в Узбекистане Ян Бори
Посол Словакии в Узбекистане Ян Бори


Начало интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Словакии в Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане Яном Бори читайте здесь: Посол Словакии в Узбекистане о Шенгенской визе, туристах и многом другом.

Yep.uz: Что Вам понравилось и что не понравилось в Узбекистане?

Ян Бори: Если начну говорить, что понравилось, получится очень большой перечень – гостеприимство, климат, который мне тоже нравится, кухня, история и то, что молоко есть молоко, масло есть масло, мясо есть мясо, помидоры — это помидоры и т.д. В Ташкенте и черешня Ташкентская. Этого нет уже во многих частях мира.

Не понравилось немного то (это просто замечание), что в то время как наверху идут интенсивные преобразования, осуществляется рывок для будущего, низы относительно отстают и не способны к быстрому переходу. Но это так и должно быть, я это понимаю. Словакия может быть чуть раньше встала на путь реформ и преобразований, но зато мы допустили много промахов и ошибок, поэтому иногда быть не первым неплохо – можно изучить не только положительный, но и негативный опыт.

И еще. Развивать туризм надо, но осторожно, чтобы после первого визита в страну человек захотел сюда вернуться, а для этого очень много предстоит сделать, и не только построить пятизвездочные гостиницы. Нужна полная инфраструктура, если сказать немного грубо, наверное, надо начинать с туалетов.

Yep.uz: Совершенно согласна. Как бы Вы охарактеризовали итоги прошлогодних словацко-узбекских отношений в одном предложении? Какое самое важное событие или процесс в них Вы можете выделить?

Ян Бори: Не использован политический и исторический потенциал для развития отношений в экономической и академической сфере.

Yep.uz: Вы можете привести какой-нибудь пример?

Ян Бори: Словакия в прошлом году экспортировала товаров больше, чем на 78 миллиардов евро, из которых в Узбекистан на сумму между 10 и 20 миллионами евро. Это полностью не соответствует потенциалу ни словацкого экспорта, ни узбекистанского рынка.

Yep.uz: А Узбекистан сколько в Словакию в прошлом году экспортировал?

Ян Бори: Я бы рад узнать, что вообще что-нибудь экспортировал. Близко к нулю.

Yep.uz: То есть положительное сальдо у Словакии?

Ян Бори: Конечно, 100 процентов или почти 100 процентов двустороннего оборота дает словацкий экспорт, который, с моей точки зрения, тоже почти ничтожный. Но цифры всего узбекистанского экспорта в прошлом году были в четыре раза меньше, чем у Словакии, причем исчисления у Узбекистана идут в долларах (не в евро, как у Словакии – yep.uz), и у Узбекистана еще есть газ. У нас газа нет. У нас нефти нет.

Yep.uz: У вас раньше добывали серебро, золото. А уголь, сланцевый газ?

Ян Бори: Золото у нас добывалось до семидесятых годов ХХ в. Уголь у нас только бурый и его добыча постепенно свертывается. Касательно сланцевого газа, может быть, где-то он есть, но мы не хотим его развивать, потому что это очень плохая технология и она чревата последствиями для природы. Мы не имеем права подвергать такому маленькую территорию. В Словакии почти нет полезных ископаемых, т.е. в количестве, представляющем коммерческий интерес.

В 90-х годах мы перестроили нашу экономику. У нас был очень большой экономический и социальный спад до конца XX века, потом пошел сначала небольшой и затем ускоренный экономический подъем. Сейчас мы одна из самых быстроразвивающихся стран в Европе, Евросоюзе.

Если вернуться к товарообороту между нашими странами, я должен заметить, что статистические цифры не полностью отражают настоящее состояние дел. Есть товары, которые мы экспортируем в такие страны, как Казахстан, Россия, Турция, которые являются странами транзита, существуют разные методики учета страны происхождения. Поэтому словацкого экспорта здесь немного больше, чем это отражено в официальной статистике. Я это чувствую.

Например, в Ливии, где статистика словацкого экспорта тоже была небольшой, было много фольксвагенов, которые производились в Словакии. Однако центр компании Volkswagen расположен в Германии, и по бумагам даже те автомобили, которые производятся только в Словакии, выходили немецкими. Кроме того, ливийцы много машин покупали в Дубае и привозили в Ливию, но нигде не значилось, что это импорт словацкой продукции.

Yep.uz: Что Словакия продает Узбекистану?

Ян Бори: Оборудование для промышленности — пищевой, в частности, мясоперерабатывающей промышленности. Я знаю несколько компаний, которые привезли сюда оборудование для вакуумного обжаривания овощных чипсов. Раньше на завод «Ферганаазот» поставлялись насосы, и мы бы хотели возобновить поставки не только туда, но и другим заказчикам.

Медицинское оборудование, стоматологическое оборудование от «Chirana». Еще в больницах Советского Союза было их дыхательное оборудование. Здесь должны быть словацкие лекарства, потому что фармацевтика у нас сильно представлена. Когда я вручал Президенту верительные грамоты, он упомянул фармацевтику, пищевую, энергетическую, химическую промышленность, то есть это должно быть интересно Узбекистану.

Yep.uz: А Узбекистан что поставляет в Словакию?

Ян Бори: Небольшое количество сельскохозяйственных продуктов – орехи, особенно грецкие, изюм.

Yep.uz: Узбекистан старается привлечь иностранные инвестиции. Насколько успешно здесь сейчас участвуют словацкие граждане и компании? Чем они занимаются? Известны ли Вам планы каких-то компаний или личностей инвестировать в Узбекистан?

Ян Бори: От намерений до того, как начнет что-то работать – довольно долгий путь.

Yep.uz: То есть еще рано говорить?

Ян Бори: В прошлом году в отношении одной хорошей инвестиции мы уже прошли большой путь, в этом году, наверное, будет оформлен контракт на производственные площади. Эта компания участвовала в прошлогодней выставке «UzMedExpo», привозила сюда специалистов, она хочет наладить в Узбекистане производство дыхательных и анестезиологических аппаратов. Эта компания здесь зарегистрировалась как «Chirana-Uz» от  Shimco Invest Group. Владелец компании — господин Василий Шимко, по отцу он словак, но родился в Узбекистане, и его семья жила здесь.  Позже он уехал в Москву, где стал довольно успешным предпринимателем, также он осуществляет свою деятельность и в Словакии. В Узбекистане у него компания «Зарканд» по производству сладостей.

«Chirana» – достаточно большая компания. То производство, которое они хотят здесь открыть (производство дыхательного и анестезиологического оборудования), первоначально будет продаваться на узбекском рынке, а в перспективе во всей Центральной Азии и дальше – Афганистан, Пакистан, Иран, вплоть до Индии. Они еще производят оборудование для стоматологов, но в том направлении завод в прошлом году открыт в Москве. Может быть, позже здесь тоже установят линию по производству стоматологического оборудования. «Chirana» – это, конечно, не молоко, которое ежедневно пьешь, но, если возникнет узбекский бренд, рабочие места, будет импортозамещение, потенциальный экспорт, это будет очень хорошо. Узбекистан до сих пор не выпускал оборудование на таком мировом уровне.

Yep.uz: Мы самолеты производили.

Ян Бори: Но может быть не на таком мировом уровне. Мультиуровневая вентиляция легких. Здесь, может быть, в двух-трех больницах есть подобное оборудование, но по стране, в районах нет. Здесь радуются, когда кислород качают. А в проекте речь о позитивном, негативном газе, ксеноне. Ксенон подмешивают в смесь, он еще до операции лечит. У вас хирурги хорошо делают операции, но бывают случаи с летальным исходом из-за недостатков в оборудовании во время послеоперационного ухода и реабилитации.

Компания  «Chirana-Uz» сначала хотела только продавать дыхательное и анестезиологическое оборудование в Узбекистане, то, которое производят в Словакии, но после консультаций с узбекской стороной и с учетом инвестиционно-экономических реформ в стране, было принято решение открыть здесь словацкий кластер, где данная компания будет пионером.

На той же территории может расположиться и словацкое производство биологических очистительных приборов для отходов. Производство будет в Ташкенте, но я пока не могу уточнить локацию.

Конечно, Словакия не может конкурировать с большими странами, но у нас есть хорошие компании в отдельных направлениях, например, IT. В январе этого года здесь открылось представительство «Asseco», «Asseco Central Asia» — это дочерняя компания международной «Asseco», в которой есть очень большое словацкое присутствие. «Asseco» — большая компания по IT бизнес решениям, присутствующая в 84 странах мира, Узбекистан будет 85-й страной. Они хотят работать в основном на Узбекистан, но и на регион Центральной Азии тоже. В «Asseco» 24000 работников, из них 5000 специалистов по IT. Они курируют всю шенгенскую систему виз в Словакии- вашу визовую систему тоже могут курировать. Они уже посетили Государственный комитет по развитию туризма, Государственный налоговый комитет, Министерство культуры, Пенсионный фонд и другие организации.

Yep.uz: Какие предстоящие в этом году двусторонние политические, экономические события Вы бы отметили?

Ян Бори: Мы бы хотели в этом году созвать заседание совместной межправительственной комиссии по экономическим вопросам. Мы старались организовать это в прошлом году, но из-за ряда обстоятельств перенесли на 2019 год. Кроме того, ожидаем, что на уровне заместителей министров иностранных дел проведем межведомственные консультации. Обсуждается возможность визита на уровне министра культуры в Словакию или, наоборот, в Узбекистан.

Наша страна в этом году председатель ОБСЕ и наш министр иностранных дел планирует посетить все пять центральноазиатских государств.

Я вижу очень большой потенциал в сфере обучения — не только в университетском образовании, но и для коротких специальных курсов. Так как Словакия страна Евросоюза, есть много возможностей по линии Эразмус, в том числе в подготовке малых и средних предпринимателей. В январе я обсуждал с достаточно молодым органом в Узбекистане – Международным арбитражным судом — возможность приезда из Словакии специалистов, которые могли бы поделиться опытом.

Образование в области медицины, стоматологии. Вы знаете, что более 20 процентов, может быть уже 30 процентов исландских врачей получили образование в Словакии? Из Норвегии, может быть 1000 или 1500 студентов-медиков, учились в нашей стране. Есть студенты из Кипра и Греции.

Дважды в год – к 31 марта и к 31 октябрю, Национальная стипендиальная программа Словакии принимает документы со всего мира. Могут подавать и жители Узбекистана – успешные соискатели получат стипендию, деньги на жилье, питание, карманные расходы. Но пока из Узбекистана обращаются в несколько раз меньше, чем из меньшей страны Таджикистана.

Вместе с посольством Словакии в Узбекистане сайт Yep.uz подготовил викторину о Словакии. О ее условиях читайте здесь: Викторина о Словакии. Первые два вопроса появятся на сайте во вторник 19 февраля в 10 утра.

Do'stlaringizga ayting! Расскажи друзьям! Tell your friends!

Выбрали? Намного больше вариантов выгодного сотрудничества с моим сайтом по ссылке здесь или сразу звоните на +998946524576 или пишите kozlovayepuz@gmail.com.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии