В Янгиабаде впервые я побывала более тридцати лет назад, в начале-середине восьмидесятых. В городе тогда находилась проездом по дороге на расположенную в его окрестностях турбазу, где летнюю практику проходила моя подружка, студентка географического факультета ТашГУ. На базе бесплатно можно было жить и гостям практикантов, пользуясь местной столовой и другими радостями горного отдыха. Уран в окрестностях местечка тогда вроде бы уже прекратили добывать.
Кстати, снабжение в Янгиабаде, городке шахтеров, появившемся в Ташкентской области Узбекистана только в 1953 году, было сравнимым в период расцвета с Красногорским Красногорск в Узбекистане сегодня. Но я тогда по магазинам не ходила по причине отсутствия денег.
В городок можно поехать через Ангрен, центр угольной промышленности страны, расположенный в 100 км от столицы. Затем еще 15 км по уже горной плохой дороге до Янгиабада, находящегося на высоте 1300 м над уровнем моря. До турбазы по тоже плохой дороге придется подняться еще на 200 м выше. Чем дальше от Ангрена, тем ехать труднее. Но панорамы того стоят.
Архитектура в Янгиабаде сохранилась, а жители — другие. Сейчас принято называть старые советские горнодобывающие городки — городами-призраками. Не согласна. Да, многое пришло в упадок, а что-то сохранилось, со времени их расцвета в середине прошлого века. Число жителей значительно уменьшилось (в Янгиабаде сейчас проживает менее 10 тысяч). Но и Красногорск, и Янгиабад сегодня совсем другие городки с другими жителями, приехавшими часто из отдаленных райнов страны. Или, как в Янгиабаде, квартиры за символическую цену приобретаются столичными резидентами для летнего отдыха.
Фотографии Янгиабада, турбазы и окрестностей в статье Владимира Медведева.
А у вас есть воспоминания, связанные с Янгиабадом? Делитесь в комментариях.