На «Ладе 21310» (длинной «Ниве«) я проехала пассажиром у Владимира 4700 километров. Вся поездка в Узбекистан заняла восемь дней, включая полтора дня на ремонт в Саратове. Все было очень даже круто — чего только стоил поиск патронов и оружия украинскими пограничниками, или семичасовой простой на узбекской таможне. Еще было суточное “пиление” по казахской пустыне, где нет даже слабого намека на тень.
Неделя до отъезда. Жаркие споры «ехать или не ехать» в Узбекистан на автомобиле с подсчетами предстоящих опасностей и издержек. За оказалось подавляющее меньшинство, а именно мы с Владимиром и один из ташкентских журналистов, написавший нам: «Хватит думать — езжайте, все равно все только в процессе узнаете». Меньшинство перевесило.Yep.Uz|MKozlova
Молдова и Украина: первые 930 километров
Молдова
Воскресенье 24 июля, 15.24 по кишиневскому времени. Помыв, набив всем, что могло понадобиться в дороге, и заправив бензином под завязку, выехали из ставшей за несколько лет родной Максимовки в пригороде Кишинева с гордым вскидыванием рук и радостным гиканьем. Игнорируя желание навигатора повести нас в сторону Приднестровья, отправились на север Молдовы, в Атаки, или Отачь, городу на берегу Днестра – это 220 километров. Конечно, круг, но зато в Киеве нет войны в отличие от южных районов Украины.
Почти на всем протяжении дорога на этом отрезке пути очень хорошая, кроме самого подъезда к Атакам. Единственной проблемой на участке от Кишинева до Атак было ограничение скорости в 40-50 км/час, когда едешь через села, которые следуют одно за другим. На обычной трассе в Молдове ограничение — 90 км/час. Повсюду висят камеры. Пили кофе из термоса, закусывали бутербродами с колбасой. Заправились в Атаках 95-м, который в Молдове на тот период стоил 15.6 лей ($0.8 USD) за литр (сейчас литр стоит чуть более доллара).
Сами Атаки — город, где самая заметная этническая группа цыгане, очень колоритны: на улицах практически только ромы и дома имеют не молдавскую, а цыганскую архитектуру.
Молдавско-украинская граница
В Атаках переустановили навигатор на Могилев-Подольский — это город с украинской стороны Днестра. Молдавскую границу пересекли на одном дыхании — я из машины даже не выходила — штампы в паспорта получил Владимир в окошечке, и вперед на мост. На украинской части границы мне также не пришлось выходить из автомобиля — паспорта опять показывал Владимир, но заняло это чуть больше времени.
Было немного интересно, почему каждому из нас украинцы в паспорт поставили по два штампа, причем в одном из них оказались какие-то записи. Но мы тогда на это особенного внимания не обратили.
Проехав Могилев-Подольский, заново настроили навигатор — уже на Киев.
Украина
Вечерело. Первый украинский гаишник остановил нас почти сразу после выезда из города. Представитель дорожной полиции был слишком придирчив и даже заявил, что нашатырный спирт и перекись водорода не должны лежать отдельно, а только в коробке аптечки. Отдельное их расположение, по ео мнению, было нарушением.
Одного огнетушителя ему показалось мало, но у нас был еще второй, большой, под передним сиденьем. В общем, пока я не предложила записать его заявления на видеокамеру, доблестный страж порядка продолжал придираться. Но в конце концов отпустил.
Ехали по дороге среднего качества до Житомира. Вечер плавно перешел в ночь. После Винницы и Житомира (246 километров от молдавско-украинской границы), от Кишинева нас уже отделяло почти 470 километров. В этот момент мы осознали, что пути назад нет.
Сил у Владимира поубавилось — он все время в одиночку вел машину. Хотя места там, конечно, интересные, есть на что полюбоваться: лес по обеим сторонам, птицы, неожиданно падающие на лобовое стекло. Под Винницей увидели указатель на ставку Гитлера – он там бывал в 1942, 1943 годах, а еще там фашисты расстреляли, по некоторым данным, 14 тысяч строителей ставки.
Дорога на Киев
От Житомира на Киев — трасса великолепная, с защитными экранами. Единственный недостаток – много не работающих мотелей. Стали появляться мысли о том, чтобы провести ночь в машине, но, к нашей удаче, почти случайно натолкнулись на «Мотель-баню» (плюс там было еще и кафе) почти под самым Киевом, где мы и остановились.
Могу утверждать, что цены на (или в?) Украине нас приятно удивили. Несколько шикарно обставленных комнат в срубе с мини-бассейном, столовой и баней, душем, санузлом обошлись в 300 гривен ($12 USD) — правда, это только на 12 часов, то есть полсуток. Чашка отличного Американо на Украине стоила 8 гривен ($0.32 USD). Доброжелательно, красиво, однако по-русски не все говорят, но все равно понятно. Заправили термос кофем и отправились утром дальше.
От Житомира до Киева — 140 километров. До первой ночевки на нашем пути из Кишинева в Ташкент мы проехали 610 километров.
Столица Украины
Выехав утром из “Мотеля-бани”, двигались очень медленно — думали, впереди авария – на дороге были заметны машины скорой помощи Но оказалось, что это крестный ход, сопровождаемый милицией, телевизионщиками и врачами. Перед въездом в город видели небольшую группу с флагами УПА — Владимир даже разглядел плакат «Чемодан-Вокзал-Россия» — правда, кому из проезжающих он адресовался, было непонятно. Приятно удивило отсутствие плакатов с лицами Порошенко и Кличко.
Через центр Киева – Крещатик и мимо стадиона «Динамо» нас провел навигатор.
Пересекая по мосту Днепр, увидели рыбаков, людей с удочками. Метро. Красивые парни, заезжающие к красивым трактирщицам на мотоциклах (это опять о “Мотеле-бане”). Украинская столица и ее окрестности оставили самое благоприятное впечатление.
На пути к новой границе
От Киева погнали к Глухову, небольшому городку на границе с Россией в Сумской области Украины — новые 304 километра.
До Глухова все очень цивильно, хотя такой отличной дороги как на Киев больше не было. Однако на каждой остановке туалет, заправки встречаются часто (95-й бензин на Украине был по 21-22 гривны ($0.85-0.9 USD) за литр — чем дальше от городов — тем дешевле), предусмотрены места отдыха. Вдоль дорог — бескрайние поля подсолнухов.
Перекусили в месте отдыха дальнобойщиков, на лесной полянке с колоритными деревянными столами, скамейками в народно-сказочном стиле, а через несколько часов пообедали в придорожном кафе аутентичными украинскими пампушками с борщом (понимала, что это последняя возможность на трудноопределимую перспективу) и неизменным восьмигривенным кофе. Мороженое, однако, в придорожном кафе оказалось, мягко говоря, не то.
При выезде от кафе нас остановили гаишники — проверили все документы, включая «Рапорт» на молдавском языке. Но видеорегистратор, прикрепленный к лобовому стеклу, значительно облегчал разговоры с органами правопорядка на дорогах. Интересно, почему нас остановили именно после кафе – неужели думали, что водитель пил что-то с градусами?
Украинская граница с Россией
При закатывающемся солнце добрались до Глухова — старенькие низенькие домики, живой атлет, бегающий в одних плавках-шортах ослепительно белого цвета. Ехали уже по навигатору, настроенному на российский Курск, — пара человек подтвердили, что мы движемся в правильном направлении — на таможенный пункт Катериновка (еще около 30 километров). Дорога – отвратительная, как часто перед таможенными пунктами в бывшем СССР.
По приезду на границу (все при заходе солнца) — у нас стали искать патроны, оружие и проверили все книги – правильно сделали, оставив две ныне живущих культовых российских авторов с автографами в Максимовке. Но самое интересное на границе было впереди — поездка в Узбекистан на автомобиле обещала стать жаркой.
Читайте о продолжении поездки здесь: Поездка в Узбекистан на автомобиле: Украина, Россия